Вся королевская конница

Вся королевская конница

Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: GM №6(173)/2017

Изменчивая погода не всегда так откровенно благоволит Королевскому Аскоту, как в нынешнем году. Пожалуй, солнце даже слишком увлеклось, став совсем не по-английски жарким, так что четвероногим участникам скачек был предоставлен освежающий душ, а джентльменам — неслыханное дело! — официально даровано позволение снять пиджаки при условии, что они, для сохранения приличий, останутся в галстуках.

В гостях у английской королевы
 
Приз Королевы Анны (Гр.1, 1609 м) с призовым фондом 685 тысяч фунтов ведет свое существование с 1840 года, однако свое нынешнее имя он получил, по меркам Королевского Аскота, сравнительно недавно – менее столетия назад. В 1930 году незатейливо названный Пробный приз переименовали в честь достославной королевы, по воле которой беркширская пустошь и была превращена в ипподром. Скачка неизменно собирает высококлассное поле, и в списке ее победителей лишь за последние несколько лет отметились европейские чемпионы Голдикова, Фрэнкел и Солоу, а также американская «королева турфа» Тепин.
 
Были гастролеры среди участников и на этот раз, причем исключительно представительницы прекрасного пола – помимо немки Спектр и американки Мисс Темпл Сити, выигравшей у себя на родине три приза 1-й группы, это была сама победительница Кубка Мельбурна – 2015 Мишель Пэйн. Ее специально пригласили из Австралии проскакать в призе Королевы Анны на Касперском, который весной нынешнего года был переведен новыми владельцами из Италии в Англию, где его поручили заботам Джейн Чэппл-Хайам. Сама Джейн, помимо всего прочего, известна своими семейными связями в мире европейских скачек. Приемная дочь Роберта Сангстера, с чьей легкой руки за чистокровных жеребят в 1970-х стали выкладывать миллионные суммы, и бывшая жена тренера Питера Чеппл-Хайама после развода дальновидно сохранила фамилию мужа, прославленную двумя эпсомскими дербистами. За последние два сезона вверенный Джейн Касперский выиграл 4 групповые скачки в Сан-Сиро и Дюссельдорфе, однако, по меркам лучших лошадей Европы, все равно считался аутсайдером. 
 
Мишель ПЭЙН стала 5-й в Призе Королевы Анны
 
Роль фаворита приза практически единогласно отводилась 4-летнему Рибчестеру, выступающему в синих цветах «Годолфина». И он оправдал ожидания, разочаровав разве что букмекеров, для которых победа любой популярной лошади означает только одно – придется раскошелиться. Единственный тревожный момент для владельцев и поклонников жеребца случился за 200 м до финиша, когда, выйдя в лидеры, он неожиданно начал сваливаться к внутреннему краю дорожки. Однако, поймав в поле зрения продвигающегося вперед Мутакайефа, Рибчестер мобилизовался и удержал первое место, опередив соперника на 1 ¼  корпуса. Касперский в конечном итоге выступил вполне достойно, заняв 5-е призовое место. Благодаря резвому пейсу победителю удалось установить рекорд аскотской дорожки на милю по прямой – 1.36,60. 
 
Рибчестер и Уильям Бьюик празднуют победу в Призе Королевы Анны
 
Рибчестер вот уже второй сезон по праву считается одним из лучших майлеров мира – оставшись год назад 3-м в «Гинеях», он затем выиграл приз Жака Ле Моруа и уступил только Майндинг в призе Королевы Елизаветы II, а минувшей весной года вышел победителем Локиндж Стейкс. Он происходит от Ифрааджа, который до недавнего времени был известен исключительно как отец скороспелых двухлеток, чего и следовало ожидать от победителя трех групповых скачек на 1200–1400 м и сына чемпиона в этом возрасте Зафоника. Однако год назад его внук Альманзор стал не только французским дербистом, но и лучшей трехлетней лошадью всей Европы, а в нынешнем сезоне от самого Ифрааджа были получены два победителя Дерби в Южном полушарии – Джон Сноу выиграл этот приз в Австралии, а Джинджернатс – в Новой Зеландии.
 
Леди начинают и выигрывают
 
Приз Трибуны Короля (Гр.1, 1006 м) стоимостью 400 тысяч фунтов в буквальном смысле обязан своим возникновением силам небесным. В 1860 году погода во время Королевского Аскота была настолько плоха, что из-за проливного дождя оказалось невозможно провести приз Королевской Трибуны на дистанцию две мили, и ее пришлось урезать до 1000 метров – протяженность единственного отрезка дорожки, который оставался пригодным для старта. «Усеченная» скачка получила название приза Трибуны Королевы. Однако название поменялось в 1901 году, когда на престол взошел заждавшийся своей очереди сын королевы Виктории Эдуард VII. (А вот ради Елизаветы II, получившей свой собственный приз в 1955 году, решили уже не утруждаться – возможно, попросту не предполагая, что она пересидит на троне даже свою прославленную прабабку).
 
Среди 17 участников скачки были два ее предыдущих победителя – 8-летний Голдрим (2015) и 5-летний Профитабл (2016), фавориткой же стартовала четырехлетняя Марша, которая в прошлом году выиграла главный французский спринт – приз Лоншанского Аббатства. Тем не менее все взгляды были прикованы к другой кобыле – трехлетней Леди Аурелии, которая уже второй сезон подряд прибывает в Аскот из США. В 2016 году она произвела такой фурор своей победой в призе Королевы Марии, что телекомментатор даже не упомянул тех, кто финишировал за ней, попав на призовые места. 
 
Леди Аурелии под седлом Джона Веласкеса не было равных в Призе Трибуны Короля
 
Скакать на Леди Аурелии, как и тогда, должен был Фрэнки Деттори, но незадолго до аскотских скачек он упал с лошади в паддоке, получив серьезную травму плеча. Впрочем, заменил его не менее опытный мастер – 45-летний американец Джон Веласкес, который уже выступал на кобыле в начале сезона. Дальний 18-й номер совершенно не помешал Леди Аурелии – она хорошо приняла старт, быстро переместилась на середину дорожки и выиграла в руках, показав резвость 0.57,45, которая лишь на 0,01 секунды тише рекорда приза, установленного 10 лет назад другой кобылой – Мисс Андретти. Профитабл уступил победительнице целых 3 корпуса, а Марша, отставшая от него на голову, заняла 3-е место. 
 
Как и год назад, Леди Аурелия выглядела живым воплощением мощи и ускорения, которым нет на дорожке ни преград, ни соперников. Ее победа стала для ее тренера Уэсли Уорда уже седьмой на Королевском Аскоте – достижение, способное вызвать зависть у многих его титулованных английских коллег. При этом стоит отметить, что успеха он добивался исключительно с двухлетками или спринтерами.
 
Принц Уильям и Кейт Миддлтон поздравляют Джона Веласкеса с победой
 
Леди Аурелия рождена от павшего два года назад жеребца Скэт Дэдди, чьи дети особенно хорошо выступают именно на аскотских скачках – по итогам нынешнего фестиваля он с четырьмя победителями опередил самого Галилео, у которого их оказалось на одного меньше. Из семи ставок этого правнука Сторм Кэта вышло уже 52 потомка с победами в групповых призах и 11 чемпионов. Мать Леди Аурелии Д'Уайлдкэт Спид большую часть карьеры провела в Пуэрто-Рико, завоевав титул «Лошади года» этого государства, которое вот-вот официально станет 51-м штатом США. 
 
БЕЗ ПРИНЦА – не приз 
 
Исторически сложилось, что судьба Приза Принца Уэльского (Гр. 1, 2004 м, 750 тысяч фунтов) прямо зависела от положения дел в британской королевской семье. Будучи учрежден в 1862 году в честь принца Альберта Эдуарда, старшего сына королевы Виктории, он не разыгрывался после Второй мировой войны, когда в стране отсутствовал наследник трона мужского пола. Рождение принца Чарльза, который в 1958 году был официально удостоен титула принца Уэльского, позволило вернуть скачку в программу Королевского Аскота. В 2000 году она получила заслуженный статус приза 1-й группы и была закрыта для трехлеток. С тех пор ее неоднократно выигрывали лошади, завоевывавшие по итогам сезона титул чемпиона, – например, такие звезды турфа, как Дубай Миллениум, Фантастик Лайт и Уиджа Борд. 
 
Главным действующим лицом нынешнего розыгрыша, как и ожидалось, стал 5-летний Хайленд Рил – блестящий победитель Бридерс Кап Турф прошлого года. Тогда он удивил всех, включая соперников, водя скачку со старта до финиша. Эксперт британского телевидения, пятикратный чемпион среди жокеев Ирландии Джонни Мертаг, который много лет выступал за конюшню Эйдена О’Брайена, был уверен, комментируя, что подобная тактика больше не пройдет. Так оно и получилось, однако скакавшего на фаворите Райана Мура это нисколько не обескуражило – со свойственным ему хладнокровием он большую часть дистанции держался на втором месте за пейсмейкером, который пытался сложить скачку для его главного соперника – победителя Дубай Шима Классик Джека Хоббса. Когда Хайленд Рил выдвинулся вперед на финишной прямой, к нему было подтянулись Декорэйтед Найт и Улиссес, но как только у зрителей создалось впечатление, что лидеру не хватит сил дотянуть до финиша, он решительно прибавил и закончил скачку на первом месте с преимуществом в 1¼ корпуса. Джек Хоббс в итоге прошел совершенно бесцветно и финишировал последним.
 
Хайленд Рил и Райай МУР на последних секундах вырвали победу в Призе  Принца Уэльского
 
«Казалось, он вот-вот проиграет, но эта лошадь отказывается проигрывать. Поражения – не для него, – с гордостью говорил после финиша Эйден О’Брайен о Хайленд Риле. – У него есть не только высокая резвость, но и мужество. Он невероятно храбрый».
 
Хорошему стайеру ничего не мешает
 
Отметивший свое 210-летие Золотой Кубок Аскота (Гр. 1, 4014 м) имеет более чем достойную для стайерской скачки призовую сумму – 400 тысяч фунтов, однако его ценность заключается вовсе не в ней и даже не в самом кубке, который является одним из немногих трофеев, вручаемых владельцам победителя навсегда, а не на почетное хранение до следующего розыгрыша. Какой бы коммерческой популярностью не пользовались молодые да ранние двухлетки и взрывные фляйеры, зрители по-прежнему отдают свою любовь другим героям скаковой дорожки – несгибаемым стайерам, способным выдерживать финишную борьбу после двух и более миль изнурительной дистанции. Неудивительно, что в недавнем онлайн-опросе Racing Post лучшей лошадью из числа тех, кого тренировал Эйден О’Брайен, был признан не блистательный Галилео и не «железный» Джайант’с Козуэй, а четырехкратный победитель Аскотского Золотого Кубка Йейтс.
 
Но кто сейчас может рискнуть записать на стайерскую скачку классную лошадь, не опасаясь испортить ее репутацию как потенциального производителя? Только владельцы меринов, которые уже давно потеряли все, что могли потерять в этом отношении. 
 
А вот уделить хорошего жеребца для этой скачки может позволить себе разве что конюшня Эйдена О'Брайена – иными словами, конный завод Кулмор, где к тому же есть стипль-чезное отделение, для которого прекрасно подойдет стайер уровня победителя Золотого Кубка. Таким жеребцом второй год подряд стал Ордер Оф Сент-Джордж, не имевший конкурентов и выигравший приз в прошлом сезоне, когда он еще и занял третье место в Триумфальной Арке. Роль главного фаворита отводилась ему прессой и на этот раз, однако теперь было кому дать ему бой. Победитель пяти групповых призов Биг Ориндж обладает яркой индивидуальностью – он не умеет отсиживаться за спинами, сберегая силы и дыхание, он любит только вести. Но вести в скачке на две с половиной мили – почти заведомо проигрышное дело, здесь на финише может выручить только «сердце» лошади, одного класса недостаточно. И когда на прямой Ордер Оф Сент-Джордж начал энергично продвигаться вперед, показалось, что дело сделано и лидеру не устоять. Однако не тут-то было! Как только ирландец поравнялся с Биг Оринджем, тот будто подумал: «Врешь, не возьмешь!» – и уперся, удержав крохотное, но решающее преимущество до самого столба. 
После финиша владелец победителя Билл Гредли, посмеиваясь, сказал: «Эх, рановато тот поехал. Вот если бы он поймал мою лошадь прямо на финишной черте – тогда другое дело, но если уж Биг Ориндж успел увидеть соперника рядом, то сделает все, чтобы не пропустить его». 
 
Джеймс дойл и БИГ ОРИНДЖ заслуженно вырвали победу в главной скачке Великобритании 
 
Дисквалификация за безответственность
 
Спустя две недели после того, как завершился Королевский Аскот, настало традиционное время проведения первого из больших европейских призов сравнения. Приз Эклипс Стейкс (Гр. 1, 2002 м) разыгрывался 8 июля на ипподроме Сандаун-Парк в лондонском предместье Эшер. 
 
Здесь высоко котировались шансы Эминента, который после четвертого места в Эпсоме целенаправленно готовился именно к Эклипсу, демонстрируя очень высокую резвость на галопах (тренер даже не поленился замерить его скорость – оказалось, она достигала 65 км/ч). От избытка сил Эминент даже сбросил за пару дней до приза своего постоянного ездока – да так неудачно, что тот получил перелом бедра.
Однако главными фаворитами были трехлетние жеребцы – прежде всего второй призер Дерби Клиффс Оф Мохер из конюшни Эйдена О'Брайена и «годолфиновский» Барни Рой, в блестящем стиле выигравший приз Сент-Джеймсского Дворца в Королевском Аскоте, где в побитом поле остался двукратный победитель «Гиней» Черчилль. 
 
Для главного претендента на победу Клиффс Оф Мохера все пошло наперекосяк почти сразу же после старта, причем виновником случившегося стал его собственный соконюшенник и предполагаемый пейсмейкер Тадж Махал под седлом сенсационного победителя Дерби Пэдрейга Бегги. Он так решительно сместился с середины дорожки к бровке, что это вызвало эффект домино – жокею Эминента де Соузе пришлось взять своего жеребца на себя, помешав Декорейтед Найту, который, в свою очередь, выдавил Клиффс Оф Мохера. Сбившись с темпа и потеряв несколько корпусов, тот уже не смог принять никакого участия в борьбе за первое место, которая развернулась между Барни Роем и четырехлетним Улиссесом. Последний на нос опередил соперника, показав резвость 2.03,49, что лишь на 0,09 тише результата, показанного в 2009 году класснейшим Си Те Старсом. Клиффс Оф Мохер под седлом Райана Мура остался четвертым, меньше чем на голову опередив Эминента. Видимо, в раздражении, тот в очередной раз продемонстрировал свой дурной нрав, попытавшись укусить одного из соперников.
 
Барни Рой под Джеймсом дойлом (слева) и Улиссес под Джимом КРОУЛИ в борьбе за первое место в Призе Эклипс Стейкс
 
После финиша О'Брайен воздержался от публичных упреков в адрес Бегги, ограничившись констатацией общеизвестного факта, что «скачки не всегда проходят гладко». Остается только предполагать, насколько Пэдрейг повредил себе в глазах своего босса одним безответственным маневром, который может перечеркнуть все положительное впечатление, созданное его смелой ездой в Эпсоме. Во всяком случае, стюарды ипподрома выразили свое отношение к нему вполне однозначно, выписав Бегги 8-дневную дисквалификацию. 
 
Зато у 38-летнего жокея-победителя Джима Кроули было достаточно поводов для торжества. Дело в том, что изначально он должен был скакать вовсе не на Улиссесе, а на Эминенте, но его «ссадили» с жеребца, так как владелец и тренер посчитали, что он неудачно проехал на нем в Дерби. Зато сэр Майкл Стаут, который выиграл уже шестой свой Эклипс, в Кроули не сомневался и пригласил его, как только отпала кандидатура Райана Мура.
 
Скаковая Одиссея – 2017
 
Улиссес выступает в тех же синих цветах с голубым косым крестом, которые прославила еще его прабабка Нотерн Трик, завоевавшая для своего владельца, «золотого грека» Ставроса Ниархоса, французский Окс и второе место в призе Триумфальной Арки – 1984. Заводская карьера этой кобылы была не менее успешной – к числу ее потомков относятся такие лошади, как двукратная европейская чемпионка Шива и мать самого Улиссеса, эпсомская оксистка–2007 Лайт Шифт. Отец победителя Эклипса – не кто иной, как Галилео, который давно не нуждается ни в каких рекомендациях. Достаточно сказать, что Улиссес – уже 66-й победитель призов 1-й группы, полученный от восьмикратного чемпиона среди производителей, причем большую часть этих призов составляют победы, завоеванные в полновесных состязаниях мирового уровня, а не в сомнительных «междусобойчиках», нередко встречающихся в раздутой групповой программе американских скачек.