На своей частоте

На своей частоте

Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: GM №3(179)/2018

«Чем они кормят своих кобыл?» – таким вопросом почти всерьез задаются в последние годы любители скачек, читая об очередных рекордах, установленных в Австралии. Санлайн, Макайби Дива, Блэк Кэвиар, а теперь еще и Уинкс – столпы великого австралийского матриархата.
Такого очевидного перекоса в сторону выдающихся кобыл, как в Австралии, нет ни в одной другой скаковой державе мира – иными словами, если в Европе и США на каждую Трев или Зеньятту приходится по Фрэнкелю и Эррогейту, то на Зеленом континенте прекрасный и далеко не слабый пол властвует почти безраздельно. С 2000 года по настоящее время кобылы удостаивались титула «Лошади года» целых 12 раз! И, судя по тому, как развивается карьера Уинкс, это еще далеко не предел. 
 
Не отмеченная ничем
 
В январе 2013 года австралийский бладсток-агент Гай Малкастер получил от небольшого синдиката задание купить на аукционе полуторников Gold Coast Magic Millions лошадь, способную выиграть скачки в субботу (то есть в тот день, когда проводятся все относительно ценные призы), хорошо сложенную и с «дополнительным потенциалом». Иными словами, кобылку, которая по окончании скаковой карьеры будет представлять ценность как заводская матка. 
 
Упустив в начале торгов несколько перспективных жеребят, члены синдиката решили увеличить отпущенную на покупку сумму со 150 до 250 тысяч долларов – и удачно вписались в бюджет, приобретя гнедую дочь Стрит Края, которая обошлась им в 230 тысяч при стартовой цене 40 тысяч. К тому моменту от победителя Кубка Дубая-2002 уже были получены такие лошади, как американская «Лошадь года» Зеньятта, а также Стрит Сенс, в 2007 году выигравший Кентукки Дерби. Мать кобылки Вегас Шоугел, представляющая старинное новозеландское семейство, отличалась скорее прочностью и стабильностью, нежели высоким классом, однако все же показала неплохие результаты, одержав 7 побед (2 из них – в традиционных призах) и заняв 7 вторых мест в 35 стартах. 
 
Одним из членов синдиката, совершившего покупку, была Дебби Кепитис, дочь знаменитого австралийского заводчика и коневладельца Боба Ингема. Поэтому новому приобретению пришлось выдержать еще и заочный экзамен на соответствие «маленьким дурацким ритуалам», как выражается сама Кепитис, а проще говоря – ее откровенным предрассудкам в отношении экстерьера лошади. «Мне не нравятся рыжие – и никогда не нравились – а также не нравится четное число белых отметин на ногах», – загибая пальцы, начинает рассказывать Дебби. «Мне вообще не нравится много белого на лошади, будь то отметины на голове или ногах. Лошадь должна выглядеть симпатичной и быть достаточно высокой. И я всегда выбираю ту лошадь, которая наблюдает за окружающим миром, которая смотрит прямо на тебя, когда ты подходишь к ней». 
 
По счастью, гнедая кобылка вообще не имела никаких отметин, унаследовав свою масть от матери (отец все же имел немного белого на обеих задних ногах), и соответствовала всем остальным требованиям, как объективным, так и не очень. Ее отправили в тренинг к Крису Уоллеру – уроженцу Новой Зеландии, который в начале 2000-х перебрался в Австралию без гроша в кармане, но с намерением открыть скаковую конюшню на одном из ипподромов восточного побережья. Удача улыбнулась ему в 2008 году, когда на него обратило внимание семейство Ингемов, только что продавшее свой конный завод и большинство лошадей в тренинге дубайскому шейху Мохаммеду бин Рашиду аль-Мактуму. Оставшиеся лошади были распределены по новым тренерам, одним из которых и стал Уоллер, чья конюшня очень быстро стала одной из ведущих в стране. 
 
Встать на ноги
 
Рассказывают, что Уинкс, которая родилась в австралийском отделении завода Кулмор, куда была приведена перед следующей случкой ее мать, выделялась на общем фоне буквально с первого дня своей жизни. По словам очевидцев, она поднялась на ноги уже через 10 минут после появления на свет, что происходит очень редко (нормой для чистокровных жеребят считается, если они встают не позже 45 минут после рождения). 
 
Начало скаковой карьеры, которая стартовала в июне 2014 года, было тоже вполне многообещающим – Уинкс выиграла обе свои скачки на 1000 и 1400 м. Осенью того же года, уже став трехлеткой (напомним, что в Южном полушарии возраст чистокровных лошадей отсчитывается не с 1 января, а с 1 августа), она одержала победу в призе 2-й группы на 1200 м и дважды финишировала второй. Однако, продолжив сезон в январе 2015 Уинкс выступала уже не так успешно и выиграла только один старт из пяти, трижды оставшись за чертой призеров. Можно было подумать, что кобыла не только достигла пика своих возможностей, но и успела пройти его, тогда как на деле это был своего рода период адаптации, который занял несколько месяцев. 
 
Новая глава в карьере Уинкс и, как показало время, новая эпоха в истории австралийских скачек была открыта 16 мая 2015 года, когда трехлетняя кобыла стартовала в призе 3-й группы «Гинеи Саншайн-Коуста» на ипподроме небольшого прибрежного городка Калундра к северу от Брисбена. Роль своего рода «счастливого талисмана» сыграл жокей Ларри Кэссиди, в тот день впервые – и в единственный, как оказалось, раз – выступавший на Уинкс. Одержав победу, он сказал, что ускорение кобылы полем с последнего места было похоже на то, как будто он по ходу скачки пересел из «Сузуки» в «Феррари». 
 
Идеальное взаимопонимание
 
Не выглядит случайным совпадением то обстоятельство, что с тех пор во всех скачках на Уинкс выступал один и тот же жокей – Хью Боумен, который явно нашел с кобылой общий язык. «В начале с ней было трудновато справляться – очень уж она была энергична. При этом она никогда не была агрессивна, только сосредоточена. Если она что-то делает, то делает целеустремленно – целеустремленно шагает, целеустремленно плавает. И она не очень ценит проявления привязанности. Я заметил, что ей лучше всего, если я просто оставляю ее в покое. Проехал. Слез. Больше не пристаю». 
 
Как только Боумен стал постоянным жокеем Уинкс, как будто встала на свое место последняя недостающая часть пазла. С тех пор карьера кобылы развивалась только по нарастающей. Один успех следовал за другим, пока в феврале 2017 года, выиграв 15-ю скачку подряд, Уинкс не сравнялась по этому показателю с лучшим австралийским скакуном XIX столетия Карбайном и Бернборо, скакавшим в середине прошлого века. Ее следующей целью стал казавшийся недостижимым рекорд Блэк Кэвиар, которая с 2009 по 2013 год одержала 25 побед без единого поражения.
 
Роль первой ступени на пути к нему сыграл приз Джордж Райдер Стейкс (Гр. 1), выигранный Уинкс в марте 2017-го. Она по тяжелой дорожке на 7 корпусов опередила чемпиона-спринтера Чаутакуа, победителя 5 скачек 1-й группы у себя на родине и в Гонконге. После этого успеха сумма призовых, заработанных кобылой, перевалила за 10 млн. Последним стартом сезона 2016-2017 стал для нее приз Королевы Елизаветы (Гр. 1) – самая ценная «травяная» скачка в мире на дистанцию 2000 м, стоимость которой равна 4 млн австралийских долларов (3,08 млн долларов США). И вновь Уинкс не нашлось достойных соперников – она без каких-либо заметных усилий обыграла Хартнелла, сделавшего первый ход и попытавшегося оторваться в повороте перед выходом на финишную прямую. По окончании сезона Уинкс была во второй раз подряд признана австралийской «Лошадью года» и чемпионкой на средних дистанциях, тогда как Боумен и Уоллер получили очередные призы лучшему жокею и тренеру по итогам выступлений в скачках 1-й группы. А в мае 2017 года кобыла удостоилась другой, крайне редкой чести – ее включили в Зал славы австралийских скачек еще до окончания призовой карьеры. Подобное признание своих заслуг ранее заслужили только еще две лошади – все те же Санлайн и Блэк Кэвиар.
 
Победы на поролоне и без
 
Новый сезон 2017-2018 достигшая шестилетнего возраста Уинкс начала победой в призе Уорик Стейкс (Гр. 2). При этом она уже не в первый раз за карьеру засиделась на старте, отстав от соперников на 4 корпуса. За 300 м до столба Уинкс по-прежнему оставалась последней, однако затем класс и фирменное ускорение все-таки сыграли свою привычную роль, и она успела вырвать на финише полшеи, доведя число одержанных подряд побед до 18. 
 
Чтобы помочь кобыле сконцентрироваться, при следующем старте на Челмсфорд Стейкс (Гр. 2) ей в уши вставили специальные поролоновые вкладыши, которые заглушают внешние шумы наподобие берушей. Прием сработал, и Уинкс приняла старт вровень с остальными лошадьми, заняв позицию в середине основной группы. Продвинувшись вперед в повороте, она постепенно настигала водившего на просвете лидера скачки, когда за 200 м до финиша Хью Боумен уронил хлыст. В этот момент Уинкс оставалось отыграть еще не менее 3 корпусов, но она справилась с этой задачей, заставив своего жокея помучиться в поисках подходящих эпитетов. «То, что она сделала сегодня – невероятно! То есть невероятно все, что она делает, но тут у меня нет слов… Когда за 150 метров до финиша она врубила форсаж, это чувство просто невозможно описать». 
 
Подготовку к своему третьему старту в Кокс Плэйт кобыла завершила двумя беспроблемными победами в скачках 1-й группы Джордж Мэйн Стэйкс на 1600 м (с рекордом приза – 1.33,65) и Тернбулл Стейкс на 200 м (теперь уже без затычек для ушей, так как Уоллер решил, что она вполне восстановила свою способность концентрироваться на дорожке). Главный старт сезона сложился для Уинкс не столь безоблачно – захватив лидерство уже в начале финишной прямой, ей пришлось на последних метрах отбить отчаянную атаку победителя Кубка Австралии (Гр. 1) Хумидора, уступившего в конечном счете полкорпуса. При этом был установлен рекорд ипподрома Флемингтон на 2000 м – 2.02,94. Одержав, таким образом, свою 15-ю победу в призах 1-й группы, Уинкс не только сравнялась по этому показателю с Блэк Кэвиар, но и вышла на первое место по сумме выигрыша среди австралийских лошадей – 15,5 млн долларов, превзойдя предыдущее достижение еще одной великой кобылы Макайби Дивы, трехкратной победительницы Кубка Мельбурна. 
 
Получив заслуженный отдых, Уинкс должна была вернуться на скаковую дорожку в феврале 2018 года, когда разыгрывается приз Аполло Стейкс (Гр. 2), победительницей которого она уже выходила в 2016 и 2017 годах. Однако планы решили поменять, когда стало известно, что Хью Боумен не сможет выступить на кобыле из-за дисквалификации. Брать на одну скачку другого жокея тренер и владельцы лошади не захотели, и отложенное возвращение Уинкс состоялось в призе Чиппинг Нортон Стейкс (Гр. 1), который Уинкс привычно выиграла, побив, таким образом, национальный рекорд Блэк Кэвиар. Теперь ей предстояло превзойти высшее мировое достижение по чис­лу побед в призах 1-й группы. С начала 1980-х этот рекорд, равный 18, принадлежал американскому мерину Джону Генри – между прочим, такому же великому мастеру финишировать с дальних мест, как и сама Уинкс. Она добилась поставленной цели 24 марта, в третий раз выиграв приз Джордж Райдер Стейкс. А спустя три недели Уинкс завершила сезон в призе Королевы Елизаветы, привычно держась по дистанции на одном из последних мест и войдя в поворот перед финишной прямой дальним полем. За 300 м до столба она захватила лидерство и в свойственном ей внешне непринужденном стиле выиграла скачку с преимуществом в 3¾ корпуса над восьмикратным победителем групповых призов Галло Чопом. 
 
Минимизировать риски
 
В чем же секрет Уинкс, позволяющий ей из раза в раз выигрывать с последнего места, не боясь огромных и непреодолимых по меркам других лошадей отставаний? Многих звезд турфа выделяет на фоне соперников значительная длина темпа галопа – например, у Блэк Кэвиар и легендарного Фар Лэпа она составляла почти 8,5 м, около 7,5 м у Секретариата, примерно 7 м у Фрэнкеля. По сравнению с ними показатели Уинкс превышают средние по породе совсем ненамного – 6,7 м против 6,1. Зато ее галоп обладает потрясающей частотой – 14 темпов за 5 секунд при 12 у большинства соперников. «Это означает, что она может ускориться в любой момент скачки», – считает доктор Грэм Путт, изучавший факторы, которые позволяют скаковым лошадям добиваться успеха. «Я полагаю, что именно это делает ее уникальной». 
 
Свое мнение по поводу того, что делает Уинкс особенной, конечно же, имеет и ее постоянный жокей Хью Боумен: «Она отлично сбалансирована, легко двигается и очень быстро ускоряется. Но главные ее качества – воля к победе и нацеленность на успех. Я никогда не сидел на такой лошади, как она».
 
«Мы никогда не узнаем, насколько она хороша, потому что все лучшие лошади Австралии пытались бросить ей вызов, а она брала и обыгрывала их», – сказал после скачки на приз Королевы Елизаветы Крис Уоллер. И это действительно так, ведь владельцы кобылы сознательно уклонились от возможности померяться силами с лучшими представителями других континентов. В начале 2018 года директор Аскотского ипподрома Ник Смит специально предпринял поездку в Австралию, целью которой были переговоры относительно приглашения Уинкс на «королевские скачки», а именно – на приз Королевы Анны для майлеров старшего возраста. Взяв время на размышление, хозяева Уинкс все же ответили вежливым отказом. «Было бы замечательно увидеть ее в Королевском Аскоте, но она стоит на пороге по-настоящему исторического достижения – четвертой победы в Кокс Плэйт, и для австралийской публики это должно быть приоритетом», – прокомментировал принятое ими решение Ник Смит. «Крис (Уоллер) и его команда оберегают национальное достояние и, с учетом этого, наименее рискованный вариант – никуда не выезжать». 
 
Международная пресса также с пониманием отнеслась к тому, что Уинкс не собирается покидать родной континент. Приводились даже аналогии с Трев, которую никто и не думал отправлять на целые месяцы в Южное полушарие перед попыткой одержать третью победу в призе Триумфальной Арки. Однако стоит все же заметить, что Австралию никак нельзя считать мировым центром скачек на средние дистанции, и Трев попросту нечего было там делать. Вместе с тем, владельцы беспроигрышно скакавшей Блэк Кэвиар, которой тоже было что терять, не побоялись отправить кобылу в Аскот, где она в 2012 году выиграла приз Бриллиантового Юбилея, удостоившись за эту победу титула европейской чемпионки спринтеров – успех, которого никогда раньше не добивались лошади из-за пределов Старого Света. С другой стороны, если вспомнить, что выступление в Англии не прошло для Блэк Кэвиар даром, и после него ей пришлось восстанавливаться от надрыва четырехглавой мышцы бедра, то желание хозяев Уинкс уберечь ее от любого лишнего риска становится еще более объяснимым. 
 
С ножом против пистолета
 
Тем не менее, подобное положение вещей все же до некоторой степени ставит под вопрос истинную ценность рекордных достижений Уинкс. Как известно, в последние десятилетия Австралия превратилась в настоящее царство спринтеров, тогда как пул лошадей, участвующих в скачках на средние дистанции, относительно невелик и в целом не блещет выдающимся классом. Едва ли не главным соперником Уинкс в последние годы был представитель конюшни «Годолфин» Хартнелл, который за время выступлений на европейских ипподромах не выигрывал скачек более высокого уровня, чем 3-я группа. В Австралии же он четырежды финишировал на втором месте за Уинкс, проигрывая ей от 2¾ до 8 корпусов. А, например, два года назад в призе 1-й группы Колфилд Стейкс с миллионным призовым фондом кобыле вообще противостояли лишь две лошади, поскольку, как сказал один из тренеров, «бросать вызов Уинкс – все равно что выходить с ножом против пистолета». 
 
Как бы то ни было, подобные кощунственные соображения приходят в голову только сторонним наблюдателям, тогда как на родине, в Австралии, авторитет Уинкс и весомость ее рекордов не подвергаются ни малейшим сомнениям. Лишнее свидетельство этому появилось буквально через несколько дней после того, как кобыла отправилась на отдых после победы в призе Королевы Елизаветы. Австралийский Жокей-клуб сообщил о своем решении переименовать в честь Уинкс ту самую скачку, с которой она в последние два года начинала свой скаковой сезон. Учрежденная в 1923 году Уорик Стейкс вместе с новым именем получит и престижный статус 1-й группы, а также увеличение призового фонда до 500 тысяч долларов. Таким образом, если Крис Уоллер не станет вносить изменения в привычные планы на сезон, то кобыла имеет шанс стать автором уникального достижения – выиграть скачку имени самой себя. Впрочем, и ему суждено померкнуть на фоне главной цели, которая может стать вершиной всей карьеры Уинкс, ведь за всю 96-летнюю историю приза Кокс Плэйт, статус и репутация которого практически не уступает Кубку Мельбурна, еще ни одной лошади не удавалось выиграть его четыре раза.