Формула грации, или Сверху виднее

Формула грации, или Сверху виднее

Автор: Алена АКИМОВА
Номер журнала: GM №4(180)/2018

На первый взгляд работа жокея может показаться простой – лошадь скачет, а человеку только и нужно – помочь ей грамотно распределить свои силы по дистанции и выбрать траекторию движения. Однако, все гораздо сложнее. Поговорим о жокейской посадке.
Существует ряд очевидных параметров, которым должен соответствовать жокей: быть легким и, вместе с тем физически развитым, поскольку частота пульса жокея во время скачки доходит до 190 ударов в минуту. Хороший жокей имеет чувство пейса, то есть понимает резвость лошади и умеет грамотно спланировать прохождение дистанции так, чтобы у лошади хватило сил на финишный бросок. И при этом он обладает прекрасным чувством баланса, ведь скакать на лошади ему приходится, стоя на очень коротких стременах, а нагрузка на колени сопоставима с выступлением в могуле – дисциплине горнолыжного фристайла. Но так было не всегда.
 
Немного истории
 
Развитие скакового спорта в Англии шло в тесной связи с соз­данием и совершенствованием чистокровной верховой породы лошадей. Из истории скачек известно, что первые скаковые правила были сформулированы в 1619 году. Однако всплеск популярности скачек произошел позже, в эпоху правления Карла II (1660–1685). Монарх был большим поклонником скачек, и именно при нем началось целенаправленное разведение скаковых лошадей. Ньюмаркет, конная столица Соединенного королевства, принял первые официальные скачки при Карле II.
 
Великобритания в этом вопросе осталась верна традициям – прошло более 300 лет, а скачки все еще проводятся на том же самом месте, что и во времена правления Карла II. Однако кондиции скачек изменились. В XVII веке скачки в Ньюмаркете проводились на длинные дистанции – от 4 до 6 миль. Естественно, до участия в них допускались только лошади старшего возраста, не младше шести лет. Да и скакавшие на них жокеи сильно отличались от привычных нам. И не только посадкой – вес жокея с седлом составлял 76 кг.
 
А что же изменилось за прошедшие три столетия? Если мы посмотрим на картины и гравюры XVII–XIX вв., то там будет много общего. Жокеи одеты в яркие камзолы, рединготы и белые бриджи, на их головах – форменные картузы. Но главное не это. Все они глубоко сидят в седле, держа спину прямо.
 
Такая посадка сохранялась повсеместно вплоть до начала XX века. В 1897 году по приглашению одного из ведущих тренеров скаковых лошадей того времени в Великобританию приехали молодые американские жокеи Тодд Слоан и Вилли Симмс. Они первыми попробовали скакать, привстав на более коротких стременах. Английская скаковая общественность поначалу скептически отнеслась к такому нововведению. За американскими жокеями даже закрепилось прозвище «жокей-обезьяна» из-за того, что они сидели на лошади, ссутулившись и высоко подняв колени. Но мнение английских конников кардинально изменилось, когда американские гастролеры стали выигрывать даже на аутсайдерах.
 
Британские жокеи, следящие за успехами своих заокеанских коллег, очень скоро увидели преимущества такой необычной посадки, которые заключались в том, что вес всадника сильнее переносился на передние ноги лошади и при этом уменьшалась его «парусность» и, соответственно, сопротивление воздуха. По мнению британского ученого Рэя Вамплью из Университета Стирлинга, за счет уменьшения сопротивления воздуха путем изменения посадки жокея, удалось снизить нагрузку на лошадь. В пересчете на весовые единицы, разница составила 4–6 кг. А это, безусловно, серьезное преимущество.
 
Все по науке
 
Немецкий ученый Тило Пфау, изучающий биомеханику движения лошади, проанализировал резвость лошадей, скакавших в Великобритании в 1890–1900 годах. В среднем в начале 1890-х лошади преодолевали дистанцию в 1 милю (1 609 м) за 1.49,0. С начала XX века резвость тише 1.43,0 на 1 милю стала редкостью. То есть меньше, чем за 20 лет резвость лошадей увеличилась на 6 %. Причина кроется в изменении посадки жокея.
 
Ученые из Лондонского королевского ветеринарного колледжа провели интересное исследование, целью которого был поиск наиболее безопасной и, вместе с тем, результативной посадки жокея. В исследовании принимали участие студенты Британской скаковой школы в Ньюмаркете. Для более точного анализа влияния посадки жокея на лошадь использовались сенсорные датчики, закрепленные на седле и поясе жокея. Таким образом, одновременно регистрировались данные, полученные и от жокея, и от лошади. В результате выяснилось, что при движении резвым галопом амплитуда движений лошади (вверх–вниз) составляла 15 см. Соответственно, сидящий на длинных стременах жокей двигался с такой же амплитудой. В то же время использующий современную посадку жокей оставался прак­тически статичным, тем самым не мешая лошади.
 
Проводя аналогию с биомеханикой движения человека, группа ученых из университета Пенсильвании провела опыты, в которых одни и те же легкоатлеты преодолевали дистанцию спринта с разными видами рюкзаков за спиной. В тех случаях, когда спортсмены несли рюкзаки с жесткой основой, время, затраченное на преодоление стометровки, было меньшим, чем когда за их спинами были обычные рюкзаки. Так же и с жокеем, сидящим на лошади во время скачки – чем меньше лишних движений он делает, тем легче ей скакать.
 
Особенности национальной езды
 
Несмотря на то, что вот уже больше 100 лет по всему миру жокеи, выступающие в гладких скачках, используют похожую технику езды, в разных странах, все-таки, существуют свои национальные особенности. И приблизительно до середины 50-х годов прошлого столетия техника езды жокеев, вне зависимости от страны, была сходной. Можно даже сказать – почти одинаковой. Поскольку старт скачки принимался из-за сетки или из-под флажка, риск фальстарта был очень высоким, что повышало опасность падения жокея. В таких условиях укорачивать стремена было небезопасно.
 
Прообраз стартовых боксов появился в Австралии еще в 1894 году, а к 1920-м их конструкция приблизилась к современной. Вслед за австралийцами стартовые боксы стали применять и американские конники. Упрощение старта позволило жокеям изменить свою посадку. Позже сформировались три стиля: европейский, американский и австралийский.
 
Границы между ними начали стираться, как ни странно, с развитием авиации, благодаря которому стало возможным отправлять лучших лошадей вместе с жокеями на гастроли за океан. Одним из них был выдающийся британец Лестер Пигготт. Конечно, он не произвел такой же революции, как Тодд Слоан, но его, изменившаяся под влиянием американских коллег, манера езды стала примером для многих европейцев.
Изменения заключались не столько даже в длине стремян, хоть они и стали еще короче, сколько в технике посыла и работы хлыстом. Большое внимание уделялось балансу тела и работе повода.
 
Однако даже сейчас при том, что благодаря развитию компьютерных технологий у любого жокея-ученика есть возможность изучать особенности езды лучших мастеров со всего мира, внешне стиль езды жокеев из разных стран отличается. Так, например, американцев, помимо посадки на очень коротких стременах, отличают укороченный повод и очень мощная работа в посыле. При этом многие американские жокеи предпочитают ехать «на силу», чему способствует преобладание в США песчаных скаковых кругов. Европейцы же чаще выбирают тактическую езду с мощным финишным броском. Да и посадка европейских жокеев визуально выглядит более глубокой по сравнению с американской и австралийской. А жокеи с зеленого континента активнее работают хлыстом, применяя, в том числе и очень специфическую технику – «вентилятор». Технически это сложный, но эффективный прием, при котором жокей не теряет баланса во время удара хлыстом, поскольку сам удар получается скользящим, а не рубящим.
 
А что отличает российских жокеев? На протяжении долгого времени в нашей стране существовала мощная школа. Она имела вид ученичества, то есть молодые жокеи, как бы становились подмастерьями, учениками у мастеров. Такая форма подготовки кадров давала возможность перенимать опыт старших коллег. А по­учиться было чему – во второй половине XX века наши жокеи много и с успехом выступали в Европе и США, и везде о них отзывались как об очень хороших всадниках.
 
С точки зрения посадки, советские и впоследствии российские жокеи всегда больше походили на своих европейских коллег, отличаясь в первую очередь техникой работы хлыстом. Среди наших жокеев наиболее используемым является рубящий удар, а австралийскую технику даже сейчас не использует никто.
 
Посадка – это еще не все
 
Скаковой сезон в разных странах имеет разную продолжительность. И если в США он длится практически круглый год, давая возможность жокеям регулярно иметь соревновательную практику, то в странах Европы существует межсезонье. Особенно ощутимо оно в России, где жокеи в течение почти полугода не имеют возможности скакать, что сильно сказывается на профессиональном развитии.
 
Для поддержания формы, помимо работы над общими физическими показателями, существуют комплексы упражнений, разработанные специально для проработки необходимых жокею групп мышц. Очень действенны скаковые симуляторы и тренажеры, имеющие разную конфигурацию и служащие для отработки посыла, работы хлыстом и тренировки баланса.
 
Кроме того, необходимо уделять пристальное внимание психологической подготовке. Участие в скачках сопряжено со стрессом. Профессиональные жокеи в скаковой день выходят на старт до десяти, а иногда и более, раз и при этом скакать им приходится на лошадях разного уровня выезженности и разного скакового класса. Физически тяжелая работа в сочетании с постоянным нервным напряжением могут приводить к «перегоранию» и потере интереса к профессии. Поэтому для жокея столь необходимо умение правильно расслаб­ляться после каждой скачки.
 
В современном мире жокей – уже не просто смельчак, скачущий на лошади во весь опор. Он – профессиональный спортсмен, который должен постоянно работать над собой. Одного таланта здесь явно недостаточно.