Разочарования и надежды сезона-2018

Разочарования и надежды сезона-2018

Автор: Алена АКИМОВА
Номер журнала: GM №8(184)2018
Фото: Наталья БУДЫЧЕВА

 

Лошади мирового класса и мизерные призовые фонды, возрождение стипль-чеза и отсутствие внятного рейтинга, надежда на появление Жокей-клуба и несогласованный календарь скачек. Скаковой сезон в России всегда был противоречивым: мы привыкли возмущаться положением дел в ипподромной индустрии, но при этом с удовольствием ходим на скачки. Что же будет «в сухом остатке» после скакового сезона-2018?

Дело не в климате
 
Так уж исторически сложилось, что скачки в России имеют ярко выраженную сезонность. Большую часть года ипподромы используются как тренировочные базы, несмотря на то, что климатические условия позволяют некоторым из них проводить скачки круглый год. Например, расположенные в самом теплом регионе страны Краснодарский ипподром и недавно получивший лицензию Павловский. На краснодарской дорожке сезон открывается раньше других – во второй половине апреля и закрывается только во второй половине октября. То есть здесь скачки проводятся дольше всего. 
 
Но климатические условия – не самый главный фактор, определяющий продолжительность сезона. Для сравнения есть Якутия – самый холодный регион в мире, с длинными, снежными и морозными зимами, но очень азартными людьми, которые искренне любят скачки и даже занимаются разведением лошадей чистокровной верховой породы. Так вот, скаковой сезон на ипподроме Якутской сельхоз­академии начинается в марте (!) и завершается в конце сентября. Правда, официальной лицензии на проведение скаковых испытаний якутские ипподромы не имеют, поэтому результаты выступлений лошадей не записываются в племенную книгу.
 
Разговоры о необходимости изменения продолжительности скакового сезона ведутся давно. Однако все так и остается на уровне обсуждений, и причин тому несколько. Самая главная – финансовая: общий призовой фонд многих ипподромов ничтожно мал, и растягивать его еще сильнее не представляется возможным. А еще для того, чтобы скачек было больше, у нас просто не хватает лошадей: чистокровное поголовье из года в год остается в лучшем случае неизменным. Возможно, разобравшись с первой проблемой путем привлечения спонсоров в скаковой бизнес, постепенно начнет решаться и вторая. 
 
В любом случае, как бы нам не хотелось продлить удовольствие, скаковой сезон-2018 в России завершен. Пришло время подводить итоги. И начнем, пожалуй, с ипподрома, который дольше всех приковывал внимание любителей скачек.
 
Краснодар
 
Краснодарский край – пожалуй, самый подходящий для проведения скачек регион. По крайней мере, как мы уже сказали, климат позволяет проводить испытания едва ли не круглый год, а сосредоточенные поблизости коневодческие хозяйства обеспечивают ипподром лошадьми. Что же происходит на самом деле? В сезон, который длится 6 месяцев, проводится не более 20 скаковых дней. В этом году их было 19.
 
Скачки на Краснодарском ипподроме проходят примерно раз в две недели. С одной стороны, такой подход позволяет концентрировать внимание зрителей, не перегружая информацией местные СМИ, с другой – не дает возможности собирать скачки для лошадей любого скакового класса. Особенно болезненно это ощущают кубанские владельцы лошадей арабской и ахалтекинской пород – гандикапов как таковых проводится очень мало, и лошадей приходится записывать в скачки с существенно более сильными соперниками. От этого страдает и игра – участникам тотализатора намного интереснее делать ставки на события, в которых все лошади имеют более или менее равные шансы. Правда, с точки зрения финансирования такой подход к организации скакового сезона удобен – он позволяет за счет формирования крупных призовых фондов отдельных скачек привлекать лучших лошадей.
 
Для привлечения посетителей в начале сезона на ипподроме провели собачьи бега, а по ходу сезона несколько раз – барьерные скачки и стипль-чезы. К сожалению, культура стипль-чезов в России была почти полностью утрачена, и попытка их возрождения на Краснодарском ипподроме, предпринятая вслед за Ростовом, пока, увы, не похожа на начало новой эры – в стране катастрофически не хватает лошадей, пригодных для этого вида спорта. Но, возможно, именно расширение географии скачек с препятствиями при непременном условии формирования достойного призового фонда и приведет к новому всплеску популярности самой азартной из ипподромных дисциплин.
 
Скаковой сезон-2018 прошел под лозунгом «150 лет скачкам на Кубани». Несмотря на то, что непосредственно к современному Краснодарскому ипподрому эта цифра отношения не имеет, край, действительно, славится своими конными традициями. За 19 скаковых дней было проведено 169 скачек, в том числе 5 барьерных, в которых принимали участие лошади разной породной принадлежности. Львиная доля пришлась на скачки для лошадей чистокровной верховой породы – 128. Для лошадей арабской и ахалтекинской породы разыграли 22 и 14 призов соответственно. 
 
По размеру призового фонда Краснодарский ипподром уступает лишь Центральному московскому. Всего в скаковом сезоне-2018 здесь разыграли без малого 55 млн рублей, причем более половины – 29,3 млн – пришлось на главный скаковой митинг – Осенний кубок коннозаводчиков. 
 
Среди коневладельцев, чьи лошади выступали на Краснодарском ипподроме, с отрывом лидирует КФХ Барсук Т. Л. На их счету 16 побед (18,6 %), 33 призовых места в 86 стартах и более 7 млн рублей призовых. Вместе с тем, если говорить о результативности выступлений, то правильнее будет пользоваться процентным соотношением. И тогда получится, что среди коневладельцев, чьи лошади регулярно выступают на Краснодарском ипподроме, лидирует Конный завод «Прогресс». В их активе 20 побед (22,2 %) и 40 призовых мест в 90 стартах. Да и главную скачку сезона для лошадей трех лет – Большой Краснодарский приз (Гр.1) выиграл Гектор (Холи Роман Эмперор – Грин Гроув), рожденный в Ирландском отделении хозяйства. Правда в Супер-Дерби (призе им. М. И. Лазарева) (Гр.1) Гектор участия не принимал, а победу одержал Флавтесс (Флэт Аут – Флэттерд), рожденный в США и представляющий КФХ Барсук Т. Л. В число пяти лучших владельцев входят конный завод «Донской», весьма успешно гастролировавший на Краснодарском ипподроме, конный завод «711» и частный владелец Муратбий Каракотов.
 
Москва
 
Центральный московский ипподром не случайно называется центральным – в годы СССР здесь проводились международные скаковые митинги и разыг­рывались главные призы для лошадей чистокровной верховой породы, в которых принимали участие лучшие лошади разных ипподромов страны. 
 
Сейчас эта «центральность» сохраняется. И если в целом по ходу сезона хорошие лошади могут тренироваться и выступать на других ипподромах, то в дни розыгрыша главных призов – приза Президента и Большого Всероссийского приза лучшие из лучших все равно собираются в Москве.
 
В сезоне 2018 года на ЦМИ состоялось 18 скаковых дней. За исключением дня розыгрыша приза Президента, в рамках которого проводится одна скачка для лошадей ахалтекинской породы, на ЦМИ выступали лошади чистокровной верховой и арабской пород. За 18 дней состоялось 83 скачки, участие в которых приняли 242 лошади. Размер призового фонда составил почти 65,5 млн рублей. За счет удачных гастролей в лидеры среди коневладельцев вышло КФХ Барсук Т. Л. – из 19 стартов их лошади выиграли 6 скачек и более 15 млн рублей, две трети из которых «привез» великолепный Конард Лорд (Конградс – Ремулейд), победивший в призе Президента и Кубке Н. Н. Насибова.
Второе место уверенно занял конный завод «Донской». С этого года хозяйство представлено в Москве двумя тренотделениями – мастера-тренера Александра Чугуевца-старшего и отделением, которое возглавил его сын, завершивший карьеру жокея, Александр Чугуевец-младший. На третьей строчке этого рейтинга – конный завод «Волгоградский», также представленный двумя тренотделениями – Хусея Касаева и Николая Ищенко, которого в середине сезона сменил Шамиль Хатков. 
 
Именно «волгоградцы» одержали победу в главной классической скачке – Большом Всероссийском призе (Дерби). Второй год подряд этот приз выигрывает лошадь, рожденная в Волгоградском конном заводе. И снова – сын Паландера. В этом году уверенную победу одержал подопечный мастера-тренера Хусея Касаева Чилд Плэй (от Чили Джей Эр). В числе лучших коневладельцев Центрального московского ипподрома есть один гастролер – частный владелец Ахра Ашуба из Абхазии и КСК «Созидатель» из Московской области.
 
После длительного перерыва в Москву вернулся Кубок Президента ОАЭ – скачка для лошадей старшего возраста арабской породы с очень внушительным по российским меркам призовым фондом – 2,5 млн рублей. Победа досталась лучшей арабской лошади Центрального московского ипподрома – Эйвонмауту (Эвотизу) (Кембридж – Анастасия).
 
Пятигорск
 
Пятигорский ипподром с точки зрения привлекательности для посетителей расположен крайне удачно – в столице Северокавказского федерального округа на популярном бальнеологическом курорте Кавказские Минеральные Воды. К сожалению, в последние годы руководство ипподрома этим ресурсом пользуется очень скромно, экономя на рекламе и не пытаясь привлечь отдыхающих на курорте гостей. А зря.
 
По традиции скаковой сезон в Пятигорске начался 2 мая и завершился в последние выходные сентября. Всего за 19 скаковых дней состоялось 189 скачек, участие в которых приняло 455 лошадей чистокровной верховой, арабской и ахалтекинской пород. В этом году призовой фонд превысил 10 млн рублей. Немалая заслуга в этом спонсоров – впервые за последние годы ипподром принял большое спонсорское мероприятие: в день розыгрыша Дерби состоялось несколько скачек, спонсором которых выступил РОФ им. Героя России Ахмата Кадырова. Увеличенный призовой фонд всех скачек этого дня обеспечил заполнение стартовых боксов, большое стечение зрителей и широкое освещение мероприятия в СМИ.
 
Второй год подряд лучшим коневладельцем Пятигорского ипподрома по сумме выигранных призовых стал Первый Скаковой Синдикат. На их счету 14 побед в 44 стартах (31,8 %), 24 призовых места и 1 674 190 рублей призовых. Победой в Большом Пятигорском призе (Дерби) второе место в этом рейтинге себе обеспечило КФХ Барсук Т. Л., чей Свидетель Барс (Индиан Джемесон – Саксессфулдебют) не только стал дербистом, но и занял третье место в Кубке чемпионов в начале сентября. Всего у «барсуков» 4 победы (20 %), 11 призовых мест в 20 стартах и 1 283 755 руб­лей призовых. На третьем месте – конный завод «Свободный Труд», представленный на ипподроме двумя трен­отделениями – Хасана Касаева и Исхака Болурова. Питомцы «Свободного Труда» выиграли 20 скачек (29,4 %) и одержали 28 призовых мест в 68 стартах.
 
Казань
 
Казанский ипподром от большинства российских ипподромов отличают по-настоящему современная инфраструктура и стабильное бюджетное финансирование. Круглый год на ипподроме проводят рысистые бега, а с мая по сентябрь – скачки для лошадей чистокровной верховой и арабской пород. В этом году скаковой сезон состоял из 20 скаковых дней, в ходе которых разыграли 122 скачки, а на старт вышли 214 лошадей.
 
Скаковой сезон в Казани условно можно разделить на две части. Первая завершается Сабантуем – ежегодным праздником окончания весенних полевых работ, а вторая – Днем Республики и розыгрышем приза Президента Республики Татарстан. В эти дни трибуны ипподрома обычно бывают полными, что не удивительно – праздник получается действительно ярким. На ипподроме можно увидеть вечерние скачки, что с учетом черного цвета покрытия скакового круга выглядит очень эффектно.
 
Лидером по сумме выигранных призовых стал СК «Тимерхан», чей Князь Юсупов (Паскуаль – Ютландия), рожденный в конном заводе «Восход» не только успешно гастролировал на родине, но и выиграл все три старта на домашнем ипподроме в Казани, в том числе и приз Президента Республики Татарстан. Всего питомцами «Тимерхана» выиграно 9 скачек из 20 (45 %) и заработано 2 597 500 рублей. На втором месте – скаковая конюшня Рамзана Кадырова (мастер-тренер – Сайд-Альви Шаптукаев), традиционно проводящая сезон в Казани. В числе наиболее ценных побед этого тренотделения в нынешнем году – Большой Татарстанский приз (Дерби), победа в котором досталась рожденному в Ставропольском конном заводе №170 Арбитру (Апулей – Виолончель). Всего на счету этого тренотделения 15 побед (48,4 %), 16 призовых мест в 31 старте и 2 104 400 рублей.
 
Вот уже три года подряд Казанский ипподром принимает этап международного скакового фестиваля лошадей арабской породы – HH Sheikh Mansoor bin Zayed Al Nahyan's Global Arabian Flat Racing Festival, спонсором которого выступает ряд компаний из Объединенных Арабских Эмиратов. В этом году в рамках фестиваля в Казани прошло две скачки, а представительницы Казанского ипподрома Анна Макарова и Наина Мужева приняли участие в скачках в Абу-Даби.
 
Ростов-на-Дону
 
Ростовский ипподром, также как и остальные ипподромы, проводит скаковой сезон с начала мая по конец сентября. Испытания здесь проходят лошади чистокровной верховой и буденновской пород и полукровные лошади с высокой долей кровности по чистокровной верховой породе. Кроме того, Ростовский ипподром на протяжении многих лет был центром стипль-чезов в России, и именно здесь началось возрождение этой дисциплины.
 
В скаковом сезоне-2018 на Ростовском ипподроме состоялось 18 скаковых дней, в ходе которых разыграли 133 скачки – 93 для лошадей чистокровной верховой породы, 35 – для лошадей буденновской породы и высококровных помесей и 5 стипль-чезов. Призовой фонд скакового сезона на Ростовском ипподроме составил 13 259 000 рублей.
 
Лучшим коневладельцем по итогам скакового сезона на Ростовском ипподроме стал конный завод «Донской», представленный тренотделениями Андрея Гусакова и Владимира Мелехова. На их счету 28 побед (26,4 %), 53 призовых места в 106 стартах и 2 972 800 рублей. Принадлежащий «Донскому» Арт Штурм (Турбо Сторм – Кентаки Краса) выиграл Большой Ростовский приз (Дерби), Стэй Фёрст (Стэй Фёрсти – Фёрст Квалити), находящийся в аренде у Первого Скакового Синдиката выиграл приз Первой Короны. На втором месте в рейтинге коневладельцев Ростовского ипподрома конный завод «Волгоградский» – 22 победы (26,2 %) и 39 призовых места в 84 стартах. Подопечная Максима Швачева Де Бирра (Лоуп де Вега – Бирмэни) выиграла Окс, а Сувернир Дэльбе (Шейкспирин – Гонолуа) – Кубок чемпионов.
 
Другие ипподромы
 
В эту категорию мы решились объединить несколько ипподромов, скачки на которых проходят не регулярно. К сожалению, сюда можно отнести и Нальчикский ипподром, чьи дела в составе АО «Российские ипподромы» идут отнюдь не блестяще. В скаковом сезоне 2018 года в Нальчике состоялось всего лишь 9 скаковых дней. Здесь проводятся скачки для лошадей чистокровной верховой и кабардинской пород и англокабардинской породной группы. Для лошадей чистокровной верховой породы в минувшем сезоне состоялась 61 скачка, в которой приняло участие 160 лошадей.
 
Уфимский ипподром «Акбузат» попал в эту группу не случайно – бега здесь пользуются большим спросом, чем скачки. Тем не менее, в скаковом сезоне 2018 года состоялось 12 дней, которые в равной мере можно назвать и скаковыми, и беговыми. За это время разыграли 35 скачек для лошадей чистокровной верховой и башкирской пород. Удивительно, но скачки на башкирских лошадях в Уфе пользуются большей популярностью, чем скачки лошадей чистокровной верховой породы. В общей сложности испытана 91 лошадь: 48 чистокровных верховых, 39 башкирских и 4 – полукровных. К сожалению, призовой фонд ипподрома «Акбузат» очень мал и большая часть скачек проводится за баллы.
 
Также дела обстоят и в Элисте. Вошедший в АО «Российские ипподромы» Элистинский ипподром только начинает восстанавливаться после тяжелого времени. Но скачки здесь также проводятся не регулярно, а призовой фонд очень мал.
 
Проблемы, которые остались
 
Как обычно, скаковой сезон обнажил ряд проблемных мест. Одно из самых ощутимых – несогласованность расписания розыгрыша традиционных призов. Это привело, например, к вынужденному переносу розыгрыша Большого приза для кобыл (Окс) в Нальчике с запланированной субботы на воскресенье, поскольку он совпадал с розыгрышем приза Губернатора Краснодарского края.
 
Не изменилось и время розыгрыша приза Президента, несмотря на то, что специалисты отрасли уже много лет говорят о необходимости переноса этого приза на вторую половину сезона. Это позволит отбирать действительно лучших лошадей для участия и, кроме того, сохранит интерес зрителей до конца сезона.
 
По-прежнему очень остро стоит вопрос рейтинговой оценки лошадей. Проблема заключается в том, что на данный момент не существует единой и понятной системы расчета скакового рейтинга лошади – все ипподромы считают по-разному, пользуясь утвержденными ранее методиками, а более актуальная все еще находится в стадии разработки. Это приводит к тому, что перед наиболее дорогостоящими призами (приз Президента РФ, Кубок Н. Н. Насибова) формируется комиссия по подсчету рейтинга, вокруг работы которой всегда возникает немало споров и кривотолков. Единственный способ разрешить эту проблему – открытая публикация методики расчетов.
 
Есть вопросы и к качеству покрытия скаковых кругов. Некоторые из них требуют реконструкции, другие – должного ухода. На данный момент лучшей остается дорожка на ипподроме в столице Татарстана, но и к ней у тренеров есть вопросы. Впрочем, учитывая пластичность покрытия скакового круга Казанского ипподрома, решить их можно за счет переноса скачек на более позднее время суток. Благо, искусственное освещение позволяет проводить и скачки, и бега в темное время суток.
 
Допинг-контроль все еще проводится не регулярно и не на всех ипподромах, что, конечно же, оставляет пространство для разного рода манипуляций. 
 
Однако есть и положительные моменты. О необходимости создания Жокей-клуба говорят уже давно. Наконец-то процесс, кажется, сдвинулся с мертвой точки. Настолько, что на настоящий момент зарегистрировано уже две организации, планирующие взять на себя функции Жокей-клуба. Обе уже провели свои первые собрания.
 
В середине декабря на Центральном московском ипподроме пройдет ежегодная конференция специалистов скакового дела, на которой, как ожидается, будет обсуждаться единый календарь розыгрыша призов на следующий год. Кроме того, на данный момент руководством АО «Российские ипподромы» разрабатывается проект проведения скакового фестиваля на юге России. Ожидается, что он будет охватывать основные скаковые ипподромы и пройдет по аналогии с рысистым «Большим сибирским кругом». Удастся ли все это воплотить в жизнь – узнаем уже в следующем скаковом сезоне.