Хроника дубайской ночи

Хроника дубайской ночи

Автор: Елена Ершова
Номер журнала: GM №3(188)2019
Фото: Erika Rasmussen

«Гонка вооружений», которая пару лет назад развернулась между организаторами Кубка Пегаса и Дубайского Кубка мира, заставила последних принять вполне предсказуемое решение. Летом 2018 года было объявлено о том, что суммарный призовой фонд скачек Дубайского Кубка мира будет увеличен на 5 миллионов долларов и достигнет 35 миллионов. Центральный приз митинга подорожал с 10 до 12 миллионов, причем выплата за первое место составила беспрецедентные 7,2 миллиона. Дерби ОАЭ теперь стоит 2,5 миллиона долларов и стало вторым в мире после японского, а призовые каждой из трех скачек 2-й группы, которые проводятся в завершающий день Дубайского карнавала, подросли на 500 тысяч. 

От одного золотого кубка к другому
 
Золотой Кубок Дубая (Гр. 2, 3200 м) впервые за последние четыре года проходил без агахановского Вазирабада, который вне конкуренции побеждал в нем с 2016 по 2018 год. Семилетний мерин остался в тренинге, но владелец решил больше не отправлять его в Эмираты. В нынешнем сезоне Вазирабад сосредоточится на попытке выиграть более престижный Золотой Кубок, который пройдет в Аскоте, и заодно вернуть себе корону лучшего стайера Европы, завоеванную в прошлом году английским Страдивариусом. Впрочем, дубайский аналог, в нынешнем году подорожавший до полутора миллионов долларов, все же не остался без участия звезды первого эшелона. 
 
Главным претендентом на победу в отсутствие Вазирабада стал Кросс Каунтер, который в прошлом году, еще будучи трехлеткой, принес Годолфину первую победу в Кубке Мельбурна. Гнедой мерин должен был стартовать в Золотом Кубке Дубая без подготовительной скачки, но это обстоятельство совершенно не беспокоило его тренера Чарли Эпплби, утверждавшего, что лошадь в ней не нуждается, поскольку и так находится в прекрасной форме. 
 
Результат приза полностью подтвердил его правоту – Кросс Каунтер отсиделся за лидерами и уверенно выиграл, опередив на 1 ¼ корпуса своего соконюшенника Исполини. Следующей целью для победителя намечен все тот же Золотой Кубок в Аскоте, который в нынешнем году может собрать самую сильную компанию за последние годы.   
 
Вернуться в строй и победить
 
Приз Дубай Голден Шахин (Гр. 1, 1200 м), который после полумиллионной прибавки стал стоить 2,5 миллиона, буквально за пару дней до старта лишился своего фаворита, звездного американского спринтера Рой Эйча. Двукратный победитель Бридерс Кап Спринт захромал, едва успев прибыть в Эмираты – у него был диагностирован абсцесс правого переднего копыта. 
 
Тренер семилетнего мерина Питер Миллер взял паузу в надежде на то, что отдых поможет справиться с проблемой без медикаментозного лечения, но этого не произошло, и лошадь пришлось снять. Однако владельцы Рой Эйча, который выступает в цветах основанного всего лишь семь лет назад завода Рокингем Ранч, не унывали. 
 
Волею судеб им принадлежал и второй фаворит скачки – серый Икс Уай Джет. Хотя он не добивался таких же успехов на родной американской земле, как Рой Эйч, но в Дубае его достижения были даже весомее. Год назад, когда всю тройку призеров Голден Шахин составили американские лошади, Икс Уай Джет уступил только победителю Майнд Йор Бискитсу, тогда как Рой Эйч проиграл им обоим. Более того, для Икс Уай Джета этот результат стал повторением 2016 года, когда он тоже финишировал на втором месте. Дело было за малым – обменять два «серебра» на одно «золото». Помешать Икс Уай Джету теоретически мог еще один представитель США, Империал Хинт, который в прошлом сезоне выиграл Восбург Стейкс (Гр. 1) и занял третье место в Бридерс Кап Спринт, но опыт выступлений в Дубае все же говорил за его соперника.
 
Если у кого-то и были сомнения в победе Икс Уай Джета, он постарался рассеять их с самых первых метров дистанции. Решительно захватив лидерство, серый конь уже никому не позволил к себе приблизиться до самого финишного столба, на 1 ½ корпуса опередив японского Матера Скай и на 2 – Империал Хинта, который финишировал третьим. Победа в Дубай Голден Шахин стала для Икс Уай Джета 12-й в 24 стартах и позволила ему округлить сумму заработанных призовых до трех миллионов долларов. 
 
Этот успех особенно значим с учетом того, что на протяжении всей карьеры мерина донимали серьезные проблемы с запястным суставом, на котором была проведена не одна и даже не две, а целых три операции. В прошлом году хрупкий возрастной спринтер всего лишь один раз стартовал после того, как вернулся из Дубая. Он выиграл приз 3-й группы на ипподроме Галфстрим-Парк, но пропустил Кубок Коннозаводчиков и провел всю позднюю осень на ферме во Флориде, пока владельцы размышляли, не пора ли отправить его уже на заслуженную пенсию. 
 
Однако на отдыхе Икс Уай Джет вновь обрел присущие ему бодрость и энергию, дав понять, что его еще рано списывать со счетов и отправлять на пастбище. «Он полон рвения и хочет скакать», – не без удивления констатировал в начале нового сезона Брайан Трамп, представляющий Рокингем Ранч. «Он становится взвинченным, когда подолгу остается в конюшне. Ему не терпится вернуться на дорожку».
 
Русский след на дороге в Кентукки
 
Несмотря на свою высокую стоимость, Дерби ОАЭ (Гр. 2, 1900 м) долгое время не вызывало особого интереса у ведущих европейских или американских конюшен, которые ставили для своих трехлеток совсем другие, более традиционные и престижные цели на сезон. Однако с тех пор, как приз вошел в число скачек, чьи победители получают прямую путевку на Кентукки Дерби, он перестал служить всего лишь тренировочным полигоном для лошадей Годолфина, приобретя невиданную доселе популярность у иностранных участников. 
 
Так, регулярные десанты в Мейдан отправляет Эйден О'Брайен, который уже не первый год пытается завоевать для Кулмора главный классический приз Америки. В прошлом году его Мендельсон одержал в Дерби ОАЭ настолько блистательную победу, что она сразу вывела его в число фаворитов аналогичной скачки в Черчилл-Даунсе. В решающий день шансы ирландского претендента были смыты дождем и погребены под слоем кикбэка, но это не отвратило О'Брайена от идеи и дальше пробивать своим лошадям путь в Кентукки через Дубай. На Дерби 2019 года он привез одного из последних сыновей Скэт Дэдди – павшего пять лет назад производителя, который дал Мендельсона, а заодно и «трижды венчанного» Джастифая. Скакать на Ван Бетховене, который двухлеткой выиграл в Ирландии приз 2-й группы Рэйлуэй Стэйкс, должен был первый жокей Кулмора Райан Мур. 
 
Собственного потомка Скэт Дэдди выставил на Дерби и Годолфин – это была кобыла Дивайн Имидж из конюшни Чарли Эпплби. Нынешней зимой она проиграла в Мейдане только один старт, уступив в Гинеях ОАЭ Сильве российского коневладельца Залима Бифова. Последующие два старта Дивайн Имидж были безупречны – она одержала победу в Оксе, а затем с большим преимуществом опередила жеребцов-одногодков в призе Аль-Бастакия. Неудивительно, что именно она считалась стопроцентным фаворитом на Дерби, однако результат скачки оказался совершенно обескураживающим для всех. 
 
Поначалу Дивайн Имидж занимала неплохую позицию в середине группы, но уже к повороту перед финишной прямой она шла в посыле и все больше и больше отставала от лидеров. На глазах у изумленной публики, смело маневрируя между водившими скачку лошадьми, вперед вырвался один из заокеанских гастролеров – Плюс Ку Пэрфе под седлом Хосе Ортиса, который на ¾ корпуса опередил еще одного представителя США Грэй Мэджишена. Засидевшийся на старте Ван Бетховен большую часть дистанции прошел дальним полем и на финише остался только 9-м, а Дивайн Имидж и вовсе заняла предпоследнее, 13-е место.
 
Хотя Плюс Ку Пэрфе и представлял в Дубае американскую конюшню, он имел полное право выступать под флагом России, так как за названием компании с ограниченной ответственностью Imperial Racing, которой он принадлежит, стоят имена известных российских коневладельцев Валентина Бухтоярова и Евгения Каппушева. Это без преувеличения историческое событие, поскольку еще никогда прежде представители нашей страны не добивались успеха в главный день Дубайского фестиваля. 
 
Тренер Брендан Уолш возлагал на Плюс Ку Пэрфе большие надежды с того самого момента, как он в ноябре прошлого года финишировал вторым в призе Кентукки Жокей-Клуба (Гр. 2). Правда, старт трехлетнего сезона сложился для будущего триумфатора Мейдана не самым лучшим образом – он испытывал определенные проблемы со здоровьем и неудачно выступил в двух пробных скачках на ипподроме Фэйр-Граундс в Новом Орлеане, где в зимний период базируется конюшня Уолша. Тем не менее, тренер не терял веры в своего питомца, и к гастролям в Дубае тот наконец-то обрел форму, позволившую ему с блеском взять верх над классными соперниками. Теперь на повестке дня старт в Кентукки Дерби, благодаря которому, вне зависимости от результата самой скачки, команда Плюс Ку Пэрфе сможет вписать еще одну новую страницу в историю если не российского скакового дела как такового, то уж во всяком случае российского коневладения. 
 
Положение обязывает
 
Среди претендентов на победу в день Дубайского Кубка мира неизменно значатся лошади из Японии. Правда они, как и положено представителям страны, где все центральные скачки проводятся по травяному покрытию, чаще всего нацеливаются не на сам Кубок мира, а на Дубай Турф (Гр. 1, 1800 м) с призовым фондом 6 миллионов долларов. За предыдущие пять лет японцы одержали в нем три победы и могли с полным основанием рассчитывать на очередной успех, даже если бы привезли только второго призера Кубка Гонконга пятилетнюю Дейрдре и шестилетнюю Вивлос, выигравшую Дубай Турф в 2017 году. Но у них был на руках еще один козырь такого достоинства, которым не могла похвалиться ни одна другая страна из числа участников нынешних дубайских скачек. На Мейдан прибыла сама «трижды венчанная» Элмонд Ай, ставшая минувшей осенью победительницей Кубка Японии с феноменальным мировым рекордом на дистанцию 2400 метров – 2.20,6. 
 
Ее появление в Дубае можно было сравнить с королевским визитом к простым смертным – все прочие участники скачки сразу стушевались в присутствии высокой особы и дружно выразили свою готовность удовлетвориться призовым местом, заранее уступив пальму первенства чемпионке. Элмонд Ай оставалось лишь завершить формальность – выиграть Дубай Турф, что она и проделала со сдержанным достоинством абсолютного профессионала.
 
Кобыла спокойно заняла свое место в боксах, хорошо приняла старт и, продержавшись в середине группы до финишной прямой, плавно вышла вперед за 300 метров до столба. Элмонд Ай без лишних усилий привезла чуть больше корпуса своей соотечественнице Вивлос, которая, в свою очередь, второй год подряд уступила в Дубай Турф только победителю и завершила этим достижением свою карьеру с общим выигрышем почти в 8,5 млн долларов. Четвертой финишировала Дейрдре, а триумвират японских кобыл разбил только английский мерин Лорд Глиттерс, довольно неожиданно занявший третье место.
 
Саму скачку, которая завершилась именно так, как ожидалось, едва ли не затмила последующая пресс-конференция, где тренер Элмонд Ай Сакаэ Куниеда и ее жокей Кристоф Лемэр подтвердили намерение бросить вызов двукратной победительнице приза Триумфальной Арки Энейбл. «Надеюсь, у нее впереди на горизонте большие победы!» – сказал Лемэр, еще до старта в Мейдане заявивший, что Элмонд Ай может стать лошадью всей его жизни, как Зеньятта для Майка Смита, Уинкс для Хью Боумена или Си Те Старс для Мика Кинана.
 
Гордость шейха
 
Представители Годолфина, оставшиеся без призового места в Дубай Турф, отыгрались в двух последних скачках дня. Дубай Шима Классик (Гр. 1, 2400 м) с таким же призовым фондом, что и Дубай Турф, достался четырехлетнему Олд Першену, который опередил двух гастролеров из Страны Восходящего солнца – победителя Кубка Японии 2017 года Шевал Гранда и Зуав Ричарда. А в самом Дубайском Кубке мира произошло событие, пролившее настоящий бальзам на сердце шейха Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума, наконец-то ставшего свидетелем повторного успеха своей лошади в этой скачке. Участники в цветах самого шейха и Годолфина девять раз выигрывали Кубок мира, но ни одному из них еще не удавалось сделать победный дубль. 
 
Второй год подряд годолфиновский фаворит Тандер Сноу получил на жеребьевке неудачный номер – ему пришлось стартовать из 11-го, почти самого дальнего бокса. Однако это тревожное обстоятельство ничуть не обескуражило ни тренера лошади Саида бин Сурура, ни ее постоянного жокея Кристофа Сумийона. Не потеряв ни доли секунды на старте, пятилетний жеребец стремительно перемес­тился через всю дорожку и занял комфортную позицию вслед за лидером, роль которого взял на себя Норт Америка, скакавший в цветах главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. 
 
Неожиданно для многих в борьбу за инициативу включился Гронковски, год назад занявший второе место в Белмонт Стейкс, а теперь выступающий за дубайский синдикат Phoenix Thoroughbreds. Вымотав Норт Америку, он вышел вперед на финишной прямой, заставив Тандер Сноу устремиться в отчаянную погоню. Тот медленно, но верно сокращал отставание, настигая соперника, но Гронковски не сдавался буквально до самых последних метров дистанции, и судьба приза решилась лишь у самого столба. Как показал фотофиниш, Тандер Сноу все же сумел взять верх, опередив Гронковски на нос. Места с третьего по шес­тое заняли представители США, из которых ближе остальных оказался второй призер Бридерс Кап Классик Ганневера, уступивший победителю 2 ¾ корпуса. 
 
Рекордная призовая сумма за первое место позволила Тандер Сноу подняться на третью строчку в списке лошадей с наибольшим выигрышем за всю историю скачек. Первое место в нем занимает Эррогейт с 17,79 млн долларов, второе – Уинкс с 17,26 млн, а Тандер Сноу теперь имеет на своем счету 16,4 млн. Во второй половине сезона жеребца ожидает визит в Соединенные Штаты. Его главной целью за океаном будет старт в Бридерс Кап Классик, где год назад он финишировал третьим за Акселерейтом и Ганневерой.