Куда шагают терцы?

Куда шагают терцы?

Автор: к. с-х. н. Марина ПОЛИТОВА
Номер журнала: GM №2(222)2024
Фото: Елена ДУЛЬЦЕВА

Зачем нужны терские лошади? Возможно, кого-то оскорбит сама постановка этого вопроса. Есть популярное мнение, что любая (отечественная) порода самоценна. Но все-таки? Мы попробовали спокойно и без эмоций разобраться, как одна из самых изящных наших пород может проявить себя в будущем. Правда, начать придется сильно издалека.

Картина кисти известного художника Алексея Глухарева (написанная в соавторстве с Катериной Юрашевич и Алиной Мелентьевой) с уходящим вдаль табуном лошадей, в которых узнаются орловец, дончак, владимирец, терец, стала эмоциональной точкой отсчета на круг-лом столе в поддержку терской породы лошадей 28 мая.
 
Алексей Глухарев, Алина Мелентьева, Катерина Юрашевич «Уходящие породы». Холст, масло. 2014 г.
 
Недостижимое достижение
 
Поводом для его проведения стал общественный резонанс, который всколыхнули удручающие кадры с истощенными лошадьми на Ставрополье. В информационном пространстве вновь поднялась тема обсуждения будущего (или выживания?) отечественных пород. Параллельно стали всплывать законодательные термины, которые не всем понятны, зато оставляют много пространства для воображения. Разберемся?
 
Например, на круглом столе воодушевление вызвала информация о том, что терская порода внесена в реестр селекционных достижений как порода. Слово «достижение» напомнило о временах выставок ВСХВ и ВДНХ, расцвете коневодства. Но в реальности селекционное достижение – это просто обозначение популяции (растений или животных – имеющих определенные свойства), которая может иметь разные размер, происхождение и свойства: у растений это сорта и гибриды, у животных – породы, типы, кроссы, линии. Сегодня регистрация в таком государственном реестре происходит по заявкам и подразумевает подтверждение авторского права на селекционное достижение по гражданскому кодексу, но есть и так называемые «общеизвестные селекционные достижения» – те, которые (давно!) находятся в официальных каталогах или справочном фонде, либо имеющие точное описание в одной из публикаций. Вот и в строке «терская порода» годом «регистрации» указан 1993, когда в реестр были включены ранее выведенные общеизвестные породы. Популяция терских лошадей имеет статус породы – вот и все «достижение».
 
Что такое порода вообще? Определения сходятся на том, что это группа животных со специфическими свойствами. Законодательство в сфере регистрации селекционных достижений подчеркивает генетическую обусловленность «биологических и морфологических свойств и признаков» (простым языком: качества породных животных заложены генетически), добавляя, что «некоторые из них специфичны для данной группы и отличают ее от других групп животных» (у породы должно быть нечто, что ее выделяет). Ученые приписывают породе «общность происхождения, которая сложилась под влиянием творческой деятельности человека в определенных хозяйственных и природных условиях» (у породы есть история и на нее повлиял человек) и добавляют, что эти свойства «поддерживаются племенной работой», а численность группы должна быть достаточной «для длительного совершенствования без вынужденных родственных спариваний».
 
___________________________
 
Элемент культуры
 
Есть еще не самая очевидная ось координат, по которой можно распределить породы – культурно-историческая значимость. На одной стороне этой оси будут лежать породы (точнее, популяции), созданные с сугубо практическими или даже маркетинговыми целями – сюда можно отнести лошадей, регистрируемых в Англо-Европейский студбук. На другой – породы, история которых неразрывно связана с историей какой-либо страны.
 
В 2022 году ЮНЕСКО признало объектом нематериального культурного наследия тракененскую породу, конный символ Восточной Пруссии. В нашей стране высокую значимость по этой шкале имеет орловский рысак, с казачьим сословием и его традициями связана история донской породы. Столь глубоких корней у ее наследницы буденновской породы, как и у созданных в середине прошлого века терцев, пожалуй, нет.
 
С другой стороны, за десятилетия, прошедшие с момента официального признания, и терцы, и буденновцы, и советский тяжеловоз, тоже «пророс-ли» в конную историю нашей страны. Иначе откуда бы взялись тысячные просмотры и комментарии к видео с репликой главы аграрного ведомства: «Я не знаю, зачем вообще нужен советский тяжеловоз»? Под тегом #покажиминистру в социальных сетях стали сотнями выкладывать фото- и ви-деодоказательства уместности и востребованности такой лошади в XXI веке. Остается надеяться, что это движение не ограничится сбросом эмоционального напряжения, а станет поводом осмыслить и сформулировать новые цели. Да, без прошлого нет будущего, но двигаться вперед с повернутой назад головой долго никому не удавалось.
 
(фото: Полина ЛУРЬЕ/РОСПЛЕМКОНЗАВОД)
___________________________
 
 
Не критично, но опасно
 
Но что значит «достаточно»? Однозначного определения нет. В Федеральном законе о племенном животноводстве встречается упоминание «малочисленной или генофондной» породы – редко встречающейся, отличающейся генетико-селекционными особенностями и находящейся под угрозой исчезновения.
 
Теперь посмотрим с другой стороны: а сколько особей нужно, чтобы сегодня зарегистрировать породу, что называется, «с нуля»? Подсказку дает регламент Евразийского Экономического Союза: для регистрации селекционного достижения (породы) лошадей количество племенных маток должно составлять не менее 500 голов, жеребцов – 20 (а также не менее четырех заводских линий и четырех хозяйств).
 
Столько маток наберется не в каждой ранее зарегистрированной и разводимой в России породе. Как сообщила на круглом столе регистратор породы, ст. н.с. ВНИИ коневодства Анна Витальевна Дорофеева, чистопородных терских маток в России насчитали 103 головы, еще 72 внесены во 2‑й и 3‑й разделы ГПК и могут использоваться для воспроизводства породы.
 
Информацию для размышления могут дать и документы более высокого уровня. Так Всемирная продовольственная организация ФАО считает состояние породы критическим, если общее число племенных самок не превышает 100 особей, или поголовье племенных самцов – не более 5 особей (в каталоге терской породы на 2024 год их больше 50), или размер всей популяции составляет не более 120 животных и уменьшается, причем доля самок, спаривающихся с самцами той же породы, составляет менее 80 %. Статус повышают до «критического, контролируемого», если для породы разработаны программы сохранения или разведение поддерживается коммерческими компаниями или научно-исследовательскими организациями.
 
Синбад и Дмитрий КИРИЛЛОВ – участники II чемпионата России среди лошадей терской породы. Выставка «Конная Россия», 2022 г. (фото: Полина ЛУРЬЕ/РОСПЛЕМКОНЗАВОД)
 
То есть на языке международных организаций статус риска терской породы еще не критический – численности терцев отвечает формулировка «в состоянии опасности»: племенных самок от 100 до 1000 голов.
 
Кстати, наряду с племенными предприятиями (заводами и репродукторами), российское законодательство предусматривает отдельный вид хозяйств, занимающихся разведением животных – генофондные. Они занимаются сохранением малочисленных, исчезающих видов и пород, представляющих собой источник генетического материала для создания (выведения) новых пород и типов сельскохозяйственных животных и поддержания биоразнообразия животного мира.
 
В коневодстве статус генофондных в России с 2023 года имеют: по советскому тяжеловозу Перевозский конный завод, по терской – КФХ Т. Пироговой (Нижегородская область).
 
Не числом, так умением…
 
Любая работа, а племенная особенно, подразумевает какую-то цель. Европейское законодательство вообще увязывает понятие породы с субъектом племенной работы и программой разведения: там породой называют группу животных, которых группа заводчиков считает «отличной от других животных того же вида» и потому вносит в племенные книги и включает в селекционную работу. В программе оговариваются методы племенной работы (отбора, подбора), критерии оценки лошадей, то есть желательные характеристики.
 
А центральным понятием племенной программы, которая обязательно зафиксирована документально, является цель разведения. Иначе говоря, у породы должно быть [пред]назначение, и определять его должны люди, которые занимаются ее разведением.
 
В животноводстве, по мнению экспертов ФАО, селекция может быть направлена либо на адаптацию под требования постоянно меняющегося рынка, либо на «консервацию» свойств. По первому пути идут множество пород, например, полукровные спортивные. В своем докладе для ФАО еще в 1992 году венгерский ученый Имре Бодо сетовал, что полукровные породы внесли путаницу в саму концепцию пород, превратившись из сельскохозяйственных верхово‑упряжных животных в специализированных атлетов и сохранив при этом то же название. У такого процесса, сопровождающегося глобализацией, есть и обратная сторона – он небезопасен для сохранения генетического разнообразия лошади как вида, поскольку, несмотря на разные бренды (породы), ведет к гомогенизации «наследственных свойств и качеств».
 
Эверест СЛ (Симбба – Эскадра) – призер Дней спортивного коннозаводства (Jumper Class), 2023 г. (фото: Артем МАКЕЕВ/РОСПЛЕМКОНЗАВОД)
 
По пути «консервации» идут породы, которым эксперты ФАО приписывают особые свойства, например, быть адаптированными к суровым условиям окружающей среды. Речь идет в первую очередь о местных (аборигенных) породах. Так, наряду с неприхотливостью, полесской и тавдинской лошади приписывают устойчивость к гнусу, якутской – особую морозостойкость, порода пантанейро адаптирована пастьбе на затопленных территориях в Парагвае. Другая группа характеризуется особыми качествами: например, особыми аллюрами (каретный ход, тёльт, хода, иноходь и другие). Такие породы служат свое-образным неприкосновенным запасом – они несут гены, которые могут оказаться полезными для выживания лошади как вида в будущем, например, при серьезном изменении климата. С другой стороны, изъятие их из природной среды обитания может привести к утрате ценных свойств, поскольку в селекцию вплетаются другие факторы.
 
Наиболее ценными для сохранения генетического разнообразия эксперты ФАО считают тех, что более или менее свободны от генов крупных международных пород (в первую очередь чистокровной верховой и арабской), но такие найти непросто. В Северной Америке так пытаются сохранить дикие популяции мустангов, поскольку они могут восприниматься как потомство лошади испанских колонизаторов. Сохранением в чистоте исторических пород занимается некоммерческая организация The Livestock Conservancy.
 
Вот и говоря о племенных программах, законодательство Европейского Союза прописывает, что они могут служить для улучшения продуктивных и непродуктивных качеств животных либо для сохранения породы.
 
Куда же в такой сетке координат встанут терцы? Очевидно, ни про свободу от влияния «чистой крови», ни про приспособленность к особо жестким условиям среды говорить не приходится: порода, как и ее прародительница – стрелецкая, была создана «под воеводу» и несет много крови чистокровных пород. Насколько много? Заглянем в каталог жеребцов терской породы на 2024 г. Из 59 внесенных в издание ВНИИ коневодства жеребцов два чистокровных верховых, четыре арабских, три несут 50 % арабской крови, четыре – 50 % крови чистокровной верховой, по четверти той или другой – еще более десяти. Иначе говоря, с точки зрения сохранения мирового генетического разнообразия порода едва является уникальной.
 
Стало быть, терская относится к числу пород, которые должны шагать в ногу со временем. В реестре селекционных достижений она отнесена к группе верховых пород. В эту же группу отнесены и чистокровная верховая, селекционируемая по резвости, и спортивная буденновская, и арабская. Последняя может служить ярким примером, когда внутри одной популяции формируется несколько типов, имеющих разное назначение. В плане племенной работы главного арабского хозяйства страны, Терского конного завода, выделено несколько направлений, различающихся по желательным свойствам (типу и характеру движений: шоу, классическое и скаковое). Есть ли у отдельных заводчиков или породного сообщества представление, какова цель разведения терцев?
 
Жеребец-производитель Самбист (Статист-Боярыня), 2017 г.р. (фото: Анна ФАДЕЕВА)
 
Не зная броду…
 
Раньше в терской породе выделялись типы: восточный (арабизированный), основной и массивный (густой) – в первую очередь речь шла об экстерьерных особенностях. В литературе регулярно можно встретить упоминание, что терцы легко обучаются и их любят использовать в цирке. Однако жизнь показывает, что с таким назначением прекрасно справляются и представители других пород. Так в конном театре Кремлевской школы верховой езды на ВДНХ в спектаклях успешно используются русские верховые лошади.
 
Упоминался, конечно, и спорт высоких достижений, в котором раньше терцы – пусть и единично – встречались. Но давайте будем реалистами – «догнать Америку» уже не удастся – для этого не хватит ни ресурсов (временных, денежных), ни готовности превратить узнаваемую породу в очередную «спортивную полукровную», а без этого соперничать будет невозможно.
 
Обсуждение на круглом столе показало, что многие видят в терце идеальную лошадь для любителя и даже для детского спорта. Но здесь тоже нужно провести черту между спортом на лошадях класса пони (до 150 см) и детским/любительским спортом на лошадях стандартного размера. Первое направление кажется заманчивым: лошадей этой категории в стране действительно мало, а таких, чтобы были получены целенаправленно и обладали необходимыми качествами – единицы. Качества необходимы, к слову, те же, что и для «большого»: впечатляющие аллюры, техничность прыжка – достаточно посмотреть записи чемпионатов Европы по пони-спорту, чтобы понять – «с улицы» туда не зайдешь. Но селекцию нужно будет вести не только на эту «атлетичность», но и на рост, причем, «против течения»: в то время как все стремятся к укрупнению, придется планировать получение лошадей, гарантированно не дорастающих до 148–149 см. Считать, что просто недокормленная в детстве и потому не достигшая потенциала по росту лошадь сможет занять эту нишу – по меньшей мере безответственно.
 
С другой стороны, ученые уже обнаружили некоторые маркеры, позволяющие прогнозировать рост лошади, а значит, в племенную программу работу с «пони»-терцами стоило бы ввести и такое тестирование. Сегодня же инструкция по бонитировке предусматривает стремление к повышению роста: 9 баллов лошадь получает за рост 155 (кобыла) и 157 см (жеребец), а лошадь ниже 151 см будет оцениваться 3–4 баллами.
 
(фото: Елена ДУЛЬЦЕВА)
 
Есть еще одно качество, которое упоминают тренеры по детскому конному спорту, – терпимость: лошадь должна быть способна терпеть порой неумелого всадника и не демонстрировать ни малейших попыток причинить ему вред. Добронравие – еще одно качество, по которому можно вести селекцию, как показывает работа с местными породами – от гафлингеров до вяток.
 
Третье свойство, которое должно быть присуще лошади для детского спорта и любительской верховой езды, – уравновешенность, невозмутимость: лошадь должна быть энергичной, но не горячей и не пугливой, процессы возбуждения не должны преобладать над процессами торможения, а это тоже генетика. Попыткой оценить эти качества стал «тест на невозмутимость», который породное сообщество «Терец» провело на выставке «Конная Россия» в 2022 г. Вести селекцию в этом направлении придется с учетом того, что современные арабы (а их использование при малочисленности терской породы неизбежно, если не открывать племенную книгу для других пород), особенно шоу-направления, отбираются в том числе и по «реактивности» – качеству, скорее противоположному невозмутимости.
 
Ну и, конечно, здоровье – без селекции по этому качеству сложно представить себе современную племенную программу в коневодстве. Для любительской лошади оно вдвойне важнее. Спортсмен может «вырасти» из лошади, смена пар происходит довольно часто. Да и ветеринарное обеспечение профессионального спорта находится на довольно высоком уровне. Любитель же приобретает не спортивного партнера, а спутника на долгие годы, и болезнь его, а тем более преждевременная смерть, для него гораздо более болезненны.
 
Есть еще один вид спорта, в который «сватают» терскую породу – пробеги. Но профи-пробежников все-таки пока еще не так много, и отдельным заводчикам терской породы сложновато будет тягаться с тем же Терским конным заводам, предлагающим арабских лошадей, по уровню развития нужных качеств, а с горными породами Кавказа – по себестоимости выращивания.
 
Есть ли аналоги?
 
Славную историю терской лошади уже никто не отнимет, как не вычеркнуть из памяти стоящую перед глазами каждого любителя лошадей картинку – маршал Победы Георгий Жуков на светло-сером жеребце Кумире.
 
Уникальность породы делает история. А вот по фенотипу (за исключением, пожалуй, характерного серебряного глянца) с терцами схожи европейские англо-арабские лошади. Интересно, что их племенная программа допускает наличие в четырех рядах родословной представителя нечистокровной породы, при условии, что это не пони и не тяжеловоз. Похоже у терцев: у лошадей терской породы допускается кровность по тракененской породе – не выше ¼.
 
Цель разведения англо-арабов – получение элегантной верховой лошади универсального назначения, здоровой, отдатливой и с хорошим темпераментом, желательный рост – от 155 до 165 см. Программа предусматривает и испытания, и в ней – что на выездковом плацу, что в прыжковом тесте – подчеркивается важность доброезжести и отдатливости.
 
Селекционер племенного хозяйства «Авангард» (Ставропольский край) Александр НЕСВАТ в окружении своих питомцев (фото: Елена ДУЛЬЦЕВА)
 
Впрочем, программа предусматривает и альтернативные испытания – стандартные для спортивных пород, дистанционные пробеги, скаковые. А, к слову, единственным официальным методом испытаний терцев сегодня являются скачки: по крайней мере, именно в число пород, которые допускаются к испытаниям на ипподромах России, она внесена, согласно утвержденным Правилам.
 
Ни одна порода не исчезает, если остаются энтузиасты, ею занимающиеся. В этом смысле терцам можно позавидовать – среди заводчиков есть и «старожилы», и молодые лица, интерес которых к совершенствованию налицо. Найдут ли они общий язык, если встанет вопрос о поиске предназначения? Без этого предназначения порода будет обречена появляться в визуальном пространстве только на видео из хозяйств, которые занимаются банальным бесцельным размножением, или как уходящая натура.