Латвийская полукровная порода. Новый европейский стандарт

Латвийская полукровная порода. Новый европейский стандарт

Автор: Александра ЛИЧМАН
Номер журнала: ЗМ №11-12(147)2014
Фото: предоставлено к/з «Буртниеки»

 
Сегодня молодые племенные союзы составляют успешную конкуренцию ассоциациям заводчиков, имеющих полутора-двухвековую историю. Современный конный спорт ставит  перед селекционерами полукровных пород лошадей только одну задачу – побеждать, и заводчики с энтузиазмом берутся за выполнение этой миссии, всего за несколько десятков лет создавая идеальную спортивную лошадь.
Такое стремительное преображение произошло с латвийской полукровной породой, возраст которой едва превышает 60 лет. Немного, если сравнивать с такими долгожителями Европы, как ганноверская, вестфальская, французская верховая и многими другими, зародившимися еще в XIX веке. Но и совсем немало по меркам современного спортивного коннозаводства. Примерно четверть века назад селекция латвийской полукровной пережила «смену курса»  – с утилитарного, рабочего разведения специалисты переключились на совершенствование спортивного типа породы, что было непросто, особенно если вспомнить, как все начиналось…
 
От идеи – к практике
 
До начала прошлого века собственной заводской породы лошадей в Латвии не существовало, зато на территории страны были широко распространены рабочие лошади массивного типа. Есть версия, что эти животные являлись прямыми потомками местных лесных лошадей. 
Осознанная работа по выведению новой породы началась на территории Латвии в 20-х годах XX века. В то время к лошадям предъявлялись вполне утилитарные требования, в частности, по перевозке грузов, поэтому основной целью заводчики видели создание новой породы универсальных упряжных лошадей.
 
Для решения этой задачи в Германии и Голландии было приобретено около 50 голов лошадей ольденбургской породы. Среди этих животных были как помесные с ольденбургами лошади, так и чистопородные (22 кобылы и 2 жеребца). Остальной племенной материал выбирался заводчиками по требуемому типу. Лошади, привозимые из Голландии, в основном происходили из Гронингенского конного завода, где, помимо чистопородного разведения, была налажена масштабная работа по получению рабочих помесей с остфризскими и местными голландскими лошадьми. В 1921 году специально для работы с новой породой был открыт конный завод в Окте Талсинского уезда. Селекционные изыскания возглавил известный зоотехник Мартынш Лаже, который нашел довольно широкие возможности для работы с породой. Всего с 1921 до 1943 года в конные заводы Латвии было ввезено 107 племенных жеребцов и кобыл ольденбургской породы, а также около 1 тыс. рабочих помесей. Именно эти животные сыграли ключевую роль при формировании латвийской породы.
 
Три типа – три пути
 
Усилия селекционеров были вознаграждены в 1952 году – тогда, уже в советское время, латвийская упряжная (как ее тогда называли) порода была признана официально. К тому времени в породе выделились три типа: основной, упряжной и облегченный (верховой). Долгое время внимание селекционеров было сосредоточено большей частью на разведении лошадей основного и упряжного типов – их использовали как для сельскохозяйственных и транспортных работ, так и для улучшения поголовья местных лошадей. 
 
Тяжелый тип латвийской упряжной породы формировался под влиянием арденских тяжеловозов, что позволило получить лошадей поистине уникальной работоспособности. 
 
Лошадям упряжного типа приливали крови норфолков и ганноверанов, в результате получив крупную, неприхотливую,  гармоничную и уравновешенную лошадь, способную к длительной работе в экипаже или в поле. Лучшие представители латвийской упряжной получали высокие оценки за тип и экстерьер от экспертов ВНИИК и с гордостью демонстрировались на ВДНХ. 
 
Усиленная работа с верховым типом латвийской упряжной началась лишь в конце 1980-х годов, когда увеличился спрос на спортивных лошадей. Заводчики начали скрещивать латвийцев с ганноверскими (легкого типа), арабскими чистокровными и тракененскими жеребцами, количество «верховых» латвийцев росло, повышалось и качество лошадей. Если ранее на долю верхового типа в породе приходилось не более 5-6%, то сегодня доля «верховых» лошадей сильно перевалила за половину. В связи с этим из названия породы исключили слово «упряжная». Теперь спортивная гордость Латвии носит официальное название «латвийская полукровная».
 
Несмотря на кропотливую селекцию по спортивным качествам, эти лошади остались достаточно неприхотливыми. С 1950-х годов главные конные заводы Латвии применяют принципы конюшенно-пастбищного содержания поголовья. Лошадям обеспечен продолжительный моцион, что помогает формировать крепкий костяк и отменное здоровье. 
 
Сочетая лучшее
 
Современные латвийские лошади сочетают в себе мощь упряжных предков с элегантностью лучших западных пород. Несмотря на массивность и костистость, они демонстрируют все качества европейских полукровных лошадей. «Латвиец» имеет массивный удлиненный корпус, высоко поставленную, длинную шею, крупную голову с прямым или (редко) слегка горбоносым профилем, сухие костистые ноги с крупными суставами и копытами. Хвост и грива – средней длины и густоты, на ногах возможны небольшие щетки. Масти в основном темные: вороная, гнедая, караковая. Часто встречаются рыжие лошади, реже – серые.
 
Несмотря на массивное телосложение (которое, впрочем, от поколения к поколению становится все легче), латвийские полукровные лошади достаточно подвижны и энергичны, обладают живым, но уравновешенным темпераментом. Их спокойный нрав, сочетающийся с силой и энергией, удовлетворяет основные запросы всадников во всех олимпийских дисциплинах конного спорта.
 
Тайна имени
 
В 1988 году в латвийском конном заводе «Буртниеки» от Ребуса и Акры родился рыжий жеребчик Роторс, которому предстояло войти в историю конного спорта под кличкой Расти. Еще двухлеткой Роторс демонстрировал высокий спортивный класс – он стал лучшим представителем родного хозяйства в прыжковых испытаниях 1990 года. Талант лошади был замечен – после заездки Роторс начал карьеру конкурной лошади под седлом Юрия Байрамукова, стабильно выступая по высотам до 120 см. Затем он перешел под седло жены Юрия, Галины, которая начала готовить его в выездковом направлении. Лучшим результатом Роторса под седлом Галины Байрамуковой стало 3 место по программе Малого приза на этапе Кубка мира (Volvo) в Минске. 
 
Вскоре Роторс был продан в Белоруссию, где он случайно попал к известному немецкому бизнесмену Александру Мокселю, который, в свою очередь, продал его Улле Зальцгебер. Наблюдая за тем, как под седлом этой выдающейся всадницы Расти (оставлять прежнюю кличку лошади новая владелица не захотела) становится настоящей звездой и подбирается к олимпийским высотам, Александр Моксель признавал, что продажа этой лошади за поистине смешную цену стала величайшей ошибкой в его жизни. 
 
Между тем в стартовых протоколах в графе о происхождении лошади стояла запись «неизвестно» – немецкая сторона не хотела афишировать успех латвийских (советских) заводчиков. После блистательной победы в финале Кубка мира 2001 года Расти возглавил рейтинг лучших выездковых лошадей планеты. Естественно, публика желала знать происхождение талантливого коня, однако владельцы продолжали отмалчиваться. Лишь после скандальных разбирательств «русское» происхождение Расти стало достоянием широкой общественности. Более того, по итогам выступлений выдающегося сына отец Расти Ребус по праву был занесен в десятку лучших производителей выездковых лошадей по рейтингу WBFSH (Всемирной федерации спортивного коннозаводства). 
 
Будущее определено!
 
Селекционная работа с латвийской полукровной породой не стоит на месте. Причем принципы и уровень этой работы сегодня все больше приближаются к европейским студбукам. Все лошади принимают участие в межзаводских испытаниях, керунгах, соревнованиях и выставках, где производится оценка их спортивных качеств. Лишь преодолевшие строгий отбор жеребцы-производители допускаются к племенному использованию, кобылы также проходят обязательную бонитировку. Все поголовье регистрируется в племенной книге латвийской полукровной породы.
 
На данный момент в Латвии действуют две организации, работающие на благо процветания национальной породы лошадей, – это Общество коннозаводчиков и Ассоциация заводчиков латвийских лошадей. Успехи селекционеров отражаются не только в отличном спросе на их питомцев, но и в международном рейтинге студбуков  WBFSH. Обе организации, ведущие работу с латвийской полукровной породой, начали сотрудничество с WBFSH в 2008 году. С 2011 года латвийские коннозаводчики работают в тесном контакте с российскими и немецкими коллегами.
 
На территории родной страны «латвийцев» разводят в конных заводах «Тервете», «Буртниеки» и «Зилупе», а также на многочисленных частных заводах и племенных фермах. Работа с породой не прекращается – зоотехники формируют новые линии, проводят бонитировку лошадей, разрабатывают перспективные селекционные планы.
 
С 2008 года в стране проходит ежегодное породное шоу, где все желающие имеют возможность увидеть лучших представителей латвийской полукровной. Владельцы лошадей могут получить оценки экспертов, а зрители и гости – познакомиться с национальной гордостью латвийских коннозаводчиков. В 2010 году впервые прошел чемпионат по конкуру и выездке для молодых лошадей – своеобразный «смотр», позволяющий оценить качество молодняка, предлагаемого на продажу или остающегося в разведении.
 
Согласно данным WBFSH латвийская порода стабильно занимает место в первой 30-ке лучших спортивных пород мира по выездке. Высокие результаты демонстрируют потомки голштинского Ароматса (Акорадо I – Гиние I) 1999 г.р. и Гудвилса (Гуидо – Амазоне) 1995 г.р. Потомки Ароматса являются очень популярными и на сегодняшний день, особенно для выездки.
 
Современные латвийские лошади облегченного типа отличаются как превосходными движениями, так и хорошими прыжковыми качествами и в качестве спортивных партнеров пользуются популярностью не только в Латвии, но и в Европе, а также в нашей стране. 
 
Латвийская полукровная порода уже заняла достойное место среди лучших спортивных лошадей мира. Несмотря на довольно ограниченные возможности (всего в Латвии рождается не более 500 жеребят в год), селекционеры проводят вдумчивую и успешную работу с поголовьем, отбирая для дальнейшей племенной работы лучших представителей породы. При этом студбук является «открытым», то есть получить лицензию на племенное использование в качестве производителя латвийской полукровной породы может жеребец любой полукровной породы, прошедший испытания и удовлетворяющий требованиям по экстерьеру. Такая демократичная племенная политика, направленная на привлечение лучших представителей спортивных пород, дает свои уже далеко не первые плоды. Именно благодаря ей стал возможен ренессанс породы, представители которой еще не раз поднимутся на высшие ступени спортивного пьедестала.