Полный пансион

Полный пансион

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №7(192)/2019
Фото: depositphotos.com/@DeathLess

Многие ответственные коневладельцы места себе не находят, когда задумываются о том, что делать со своими лошадьми, когда они достигают пенсионного возраста. Продать? Сдать в аренду? Подарить? Безусловно, они беспокоятся о времени и деньгах, необходимых для ухода за возрастной лошадью, но с другой стороны, животные, честно отработавшие свое, заслуживают достойной старости в грамотных и ответственных руках. 

По ту сторону Ла-Манша
 
Настоящий рай для четвероногих пенсионеров – Великобритания. Конюшни-пансионы здесь, как и отели, имеют свою «звездность», и уровень может доходить до «5 звезд». На постой сюда привозят не только местных лошадей, но и отставных чемпионов «с материка» – из Испании, Франции, Италии. Пансион для старичков обойдется всего в 150-250 фунтов в месяц (12-20 тыс. руб.). Лошади будут обеспечены просторными денниками, круглогодичным выгулом на охраняемой территории, ветеринарным обслуживанием, качественными кормами и сеном собственной заготовки, а хозяева смогут наблюдать за своими питомцами онлайн по веб-камерам. Однако это только для тех, кто готов, действительно, оплачивать постой на годы вперед.
 
Впрочем, есть и такие лошади, которым на Британских островах не находится места после завершения трудоспособного периода их жизни. Это четвероногие служащие конной полиции. Часто после «отставки» их отправляют на эвтаназию. Спасением для них стал постой на юге Франции, организованный бывшим офицером Скотланд-Ярда Роландом Филлипсом. Отставной полицейский инспектор и его жена Элисон начали забирать себе возрастных лошадей в 2010 году. «Содержать лошадей дорого, а переправлять их на пароме из Великобритании – еще дороже, – говорит Роланд. – Покрыть расходы нам помогают волонтеры, пожертвования, организация туров, свадеб, концертов и пикников в английском стиле. Кроме того, любой желающий может "усыновить" коня и обеспечивать его содержание всего лишь за 20 евро в год». 
 
Американская мечта
 
США предлагает огромный выбор конюшен, специализирующихся на долгосрочном содержании возрастных лошадей. В стоимость постоя здесь входит кормление по системе «все включено», снятие/надевание попон и масок от насекомых, обслуживание ветеринаром и ковалем, чистка лошади дважды в неделю, индивидуальные паддоки, открытые и закрытые левады, ежедневная отбивка денников. Однако цена кусается – постой в большинстве штатов начинается от 600 долларов (39 тыс. руб.) в месяц. 
 
Более бюджетный вариант для возрастных лошадей в Соединенных Штатах – это участие в специальных коррекционных программах. На постой бесплатно принимают добронравных лошадей для иппотерапии и легкой работы под детьми с аутизмом, ДЦП, задержкой речевого развития, тревожным расстройством и другими диагнозами. Благодаря таким занятиям состояние маленьких пациентов улучшается, а лошади получают «трудоустройство» и становятся нужными. Так, конюшня «Сборник сказок» дает бывшим спортивным лошадям не только новую работу, но и новое имя – всех коней переименовывают в честь героев сказок, поэтому здесь найдется немало прекрасных принцев и добрых фей. Иногда животных берут на содержание университеты, где их изучают студенты-ветеринары (речь идет о рядовых процедурах, полностью безопасных для здоровья животных). 
 
Обеспечение пенсионного содержания лошадей – это, конечно же, в первую очередь бизнес, но иногда бывают и счастливые исключения. Так, хозяйство «Милл-Крик» во Флориде (США) – это практически бесплатная конюшня, где «пенсионеры» могут спокойно провести остаток своей жизни. На ферме площадью в 135,5 га живут 128 лошадей в возрасте от 20 до 30 лет, которые свободно пасутся и получают необходимый уход. «Мы берем возрастных лошадей, брошенных и отказников, – говорит начкон «Милл-Крик» Пол Грегори, чьи родители основали ферму в 1983 году. – Но есть у нас и пенсионеры в отставке, которые служили в полиции и даже участвовали в правительственных парадах». 
 
Каждый четверг и субботу ухаживать за лошадьми приходят добровольцы, раз в семь недель им расчищают копыта, и ежегодно в хозяйство приезжает конный стоматолог. Каждую субботу с 11 до 15 часов ферма открыта для посетителей, цена входного билета – две морковки. «Эти лошади изменили мою жизнь», – делится Пол, продолживший дело «Милл-Крик» после того, как его отец скончался, посвятив заботе о животных более тридцати лет жизни. Пенсия для лошадей абсолютно бесплатна – хозяйство принимает пожертвования, кроме того, частные лица могут спонсировать любимую лошадь за 50 долларов в месяц. 
 
Коалы, кони и кенгуру 
 
Пожалуй, самый известный в мире дом престарелых для непарнокопытных – это хозяйство «Живые легенды», расположенное неподалеку от Мельбурна (Австралия). Ферма, открывшаяся в 2006 году, носит статус благотворительной организации (а значит имеет серьезные налоговые льготы) и опирается на пожерт­вования и помощь спонсоров. Основная деятельность – забота о бывших участниках скачек и лошадях любого возраста и породы, конные образовательные программы и туризм. 
 
Конюшня «Живые легенды» находится в уникальном живописном месте, парке Вудлендс, куда приезжают не только для того, чтобы посмотреть на бывших чемпионов, но и увидеть диких кенгуру, насладиться великолепными садами или просто устроить пикник на природе, совместив приятное с полезным. Здесь же проводятся различные корпоративные мероприятия и свадьбы, доход от которых идет на обеспечение пенсией лошадей. Кроме того, организация финансирует многие ветеринарные программы, в том числе исследования причин возникновения колик и проблем с сердцем. В рамках специальной образовательной программы «Живые легенды» размещает на своем сайте полезную информацию по уходу за животными и бесплатно консультирует владельцев лошадей. 
 
Родные просторы 
 
В нашей стране специализированных конюшен для лошадей предпенсионного и пенсионного возраста мало и обходятся они, опять же, недешево. Москва и окрестности – не лучшее место: многочисленные комплексы вокруг столицы ориентированы, прежде всего, на спорт, или прокат, поэтому говорить о возможности качественного выгула – главном требовании владельцев старичков – не приходится. Кроме того, в последние годы заметно возрос­ло количество лошадей с хроническими заболеваниями легких, которым принципиально не подходит постой в денниках 24/7. 
 
В частных хозяйствах животные просто гуляют в табуне, а наличие плаца и, тем более, манежа, сразу в разы увеличивает стоимость постоя. На сегодняшний день постой для пенсионера в Подмосковье стоит как минимум 12-15 тысяч рублей в месяц, к тому же, не следует забывать, что отдельно оплачиваются все ветеринарные процедуры, расчистка, надевание/снимание попоны и прочие услуги. Есть вероятность, что на пенсию не примут и откровенно больного коня – никто не будет часами отшагивать животное в руках и лечить переломы, разрывы сухожилий или ламинит. В стандартных КСК, как правило, не действуют «пенсионные льготы», владелец вынужден платить по общему ценнику, хотя конный клуб, ориентированный на спорт, располагает множеством опций, в общем-то, не обязательных для пенсионеров: просторными крытыми манежами, тренажерами и соляриями. 
 
Другая категория хозяйств – племенные фермы. Здесь обычно достаточно территории, чтобы лошади могли гулять в табуне, нет ненужного сервиса, поэтому в целом такой вариант приемлем для возрастных животных. Правда, обратная сторона такой вольницы – как раз недостаток внимания к лошади, которая в своем почтенном возрасте не должна быть предоставлена самой себе.
 
Еще одна сложность – жеребцы, к которым относятся с настороженностью в 90 % клубов. Строгие лошади не гуляют вместе с табуном, соответственно, выгул ограничится 2-4 часами в леваде (если таковая имеется), а многие и вовсе не решаются связываться с агрессивными и проблемными животными. Везет только хорошим производителям, которым могут найти место в конном заводе. В остальных случаях лучше не тянуть с кастрацией, пока животное еще молодое, чтобы в будущем не иметь дополнительной и серьезной проблемы. 
 
Постой за границей для большинства россиян тоже не вариант. Во-первых, только за транспортировку животного попросят примерно 3 – 4 тыс. евро (в Германию или Чехию) или 6 тыс. (в Испанию), не говоря о формальностях с таможней и ветеринарными документами. Опять же, навес­тить любимого пенсионера будет проблематично и выльется в кругленькую сумму. Более доступный вариант – пенсия в теплых краях, но поближе и на территории России, например, в Ставрополье. На кавказских предгорьях нет сильных перепадов температур, соответственно, лошади будут чувствовать себя комфортнее и проводить больше времени на выпасе. Еще один существенный плюс – цена. Здесь пенсия обойдется примерно в 8 тысяч рублей в месяц, при этом лошадям будет предоставлена огромная территория, в отдельных случаях и круглосуточное наблюдение, а владельцам – фотоотчет. Из минусов – далеко не все конюшни заключают договор, что, с одной стороны, не гарантирует обещанных услуг хозяину лошади, а с другой – ставит под удар собственника хозяйства, если коневладелец решил просто бросить лошадь на произвол судьбы. 
 
В добрые руки 
 
Брошенным лошадям, за которых некому заплатить, пенсию в той или иной мере обеспечивают частные клубы и волонтерские конюшни, самой известной из которых является «Эквихелп». Также сегодня в Московской области животным помогают несколько приютов: «Эллина», «Пирс», «Уникум», «Шанс на жизнь» и другие. Как правило, в таких хозяйствах все держится на энтузиазме и средствах, заработанных с проката или сдачи денников на постой под частных лошадей. Кому-то, к счастью, везет. Например, приюту «Высоковск», который в 2014 году получил Диплом второй степени и денежное вознаграждение на Губернаторской премии «Наше Подмосковье» в номинации «Доброе сердце», но чаще всего волонтерам приходится самим «пахать как лошадь», для того, чтобы содержать полюбившееся животное. 
 
Одним словом, о конной, как и о человеческой пенсии, нужно задумываться заранее, чтобы лошадь, отдавшая лучшие годы спорту или прокату, не оказалась проданной на убой или брошенной в ближайшем лесу. И как бы банально не выглядело очередное цитирование Антуана де Сент Экзюпери, мы несем ответственность за своих питомцев, даже когда они уже просто доживают свой век.