Культура клубного проката

Культура клубного проката

Автор: Александра ЛИЧМАН
Номер журнала: GM №5(199)2020
Фото: depositphotos.com

Слово «прокат» стало в отечественной конной культуре синонимом равнодушного отношения к лошадям и потребительского – к клиентам. Кто из начинающих всадников не слышал в свой адрес презрительное: «Ууу, прокатчик!» от более опытных коллег по цеху? Но, констатируя сложившийся факт, нельзя не признать, что именно с проката чаще всего и начинается путь простого человека в конники.

Суходом лошади с позиции главной тяглово-транспортной силы к середине прошлого века, об общении с прекрасным животным затосковали тысячи людей во всем мире. Урбанизация буквально смела услужливых коней из крупных городов. Для человека городского осталось лишь две возможности приобщаться к прекрасному – стать профессиональным конником – спортсменом, тренером, наездником или жокеем, или же отправиться в прокат.
 
С 1930-х годов знакомством простых людей с лошадьми ведала организация Осоавиахим (подробно об этом – в статье «Ворошиловские всадники» GM №4  (198) 2020 – прим. ред.). Кроме того, крупные производственные и сельские предприятия открывали для своих сотрудников секции верховой езды. Конный спорт был делом государственной важности, хотя, как многое другое – вещью дефицитной. 
 
Смутные 1990-е годы ликвидировали не только плановую советскую экономику, но и надежную школу отечественного проката. На рынке услуг по обу­чению верховой езде воцарилась анархия. Большинство лошадей оказались в частных руках, но стали и более доступны рядовому населению. В первый раз многие оказывались в седле лошадей, катавших по вечерам гостей ресторанов и клубов, расположенных прямо в центре города. Несколько сотен рублей за круг шагом – и можно почувствовать себя ковбоем или понять, что к лошадям ты точно неравнодушен. 
 
Далее в иерархии располагались конюшни, расположенные вблизи больших городов. Сараи и коровники, не оборудованные крытыми площадками, сильно зависели от погоды. Клиентами такие места ценились за дружескую атмосферу, частые выезды на природу и сравнительно дос­тупную стоимость занятий. 
 
Следующий уровень комфорта – клубы со специальной инфраструктурой. В Москве таких площадок было несколько: Битца, ЦСКА, «Сокорос», ШВЕ при ЦМИ (впоследствии ставшая БМКК «ПРАДАР»), и сегодня они предлагают своим посетителям классические услуги конного проката. 
 
А ЧТО СЕЙЧАС?
 
Сегодня государство не контролирует услуги по обучению верховой езде взрослых всадников. Государственные спортивные школы набирают только детей и подростков. Остальной рынок дикий и спонтанный. Впрочем, за 30 лет стабилизировался и он. Прокат, стыдливо прикрывающийся термином «индивидуальные занятия», практически полностью обосновался в частных руках. 
 
И это не удивительно – большинство конных клубов с современной инфраструктурой также являются частными, и только их владельцы определяют, кто и какой коммерческой деятельностью может заниматься на принадлежащей им территории.
 
Проката в советском понимании этого слова больше нет. Нет смен всадников, общего инструктажа, закрытого для занятий учеников манежа. Рыночная экономика диктует новые законы – для группы всадников неудобно закрывать целый манеж, кроме того, смена мешает работе на площадке гораздо сильнее, чем одинокий всадник, пусть даже и на не слишком уверенно управляемом коне. 
 
Для некоторых коневладельцев частные уроки стали успешным бизнесом. Имея несколько хорошо подготовленных лошадей, удобную площадку для занятий и активную клиентуру, вполне возможно не только содержать копытных подопечных, но и платить самому себе среднюю зарплату. Однако такое дело требует постоянной занятости, и тренировки навыков дипломатии – частному тренеру приходится постоянно лавировать между правилами клуба, где находятся его лошади, требованиями клиентов и интересами самих лошадей. 
 
Редко услуги проката лошадей представляет сама администрация конного комплекса. Организация полноценной школы верховой езды требует множества усилий, а прибыль часто оставляет желать лучшего.
 
КТО И КАК ВАС ПОКАТАЕТ?
 
Очень редко лошади всю свою жизнь проводят в прокате. Для того, чтобы спокойно относиться к ошибкам начинающих, а также не переживать из-за постоянной смены всадников, лошадь желательно подготовить. Конечно, некоторые экземпляры показывают стойкий нордический характер уже в молодом возрасте, а отдельные лошади «учат» своих неопытных всадников даже лучше, чем тренеры. Однако, какими бы прекрасными данными ни обладала лошадь от природы, прокат – это работа, выполнять которую должен подготовленный конь.
 
Базовую подготовку получают все спортивные лошади, часть из которых, не показывающая серьезных турнирных перспектив, как правило, и составляет костяк любой школы верховой езды. Еще одна категория – серьезные спортивные бойцы, не способные нести большие нагрузки. Попадают в прокат и беспородные лошади, всевозможные помеси и аборигены. Их ценят за неприхотливость в содержании, крепкое здоровье и лояльное отношение ко всаднику. 
 
Для первых уроков не важна порода лошади. Главное, чтобы учитель был адекватен и слушался тренера. Несколько занятий всадник потратит просто на то, чтобы ощутить себя в новой обстановке. Впереди будут занятия на корде – обязательно на огороженной площадке.
 
Одной из самых распространенных форм проката до сих пор являются так называемые «прогулки» – выезд группы всадников на пересеченную местность. С группой отправляется инструктор, а порой – и не один. Опытные ученики могут ездить резвыми аллюрами, для новичков часто делают шаговые маршруты. Здесь же гостя могут научить базовым навыкам – шагу, рыси и галопу, начальным прыжкам.
 
Реже встречаются клубные услуги по обучению верховой езде. Крупным конюшням гораздо выгоднее предоставлять денники в аренду, чем организовывать сложную структуру оказания услуг.
 
КАДРОВЫЙ ВОПРОС
 
В реестре профессий, принятом в Российской Федерации, отсутствуют большинство «конных» специальностей. А наличествующие – имеют отношение к вопросам разведения (коневод, конюх, зоотехник) и испытаний лошадей (тренер, жокей, наездник). У этих специалистов есть внутренняя классификация по категориям. Конечно, статус не определяет профессионализм человека или его талант, но может выступать хотя бы формальным гарантом квалификации.
 
Берейторы, инструкторы и тренеры сегодня не проходят никакого лицензирования. С точки зрения закона профессии «берейтор» или «коновод» просто не существует. Специальность «тренер» есть, но скорее формально. В реальности тренеров по верховой езде и конному спорту готовят в единичных учреждениях. На практике азы верховой езды новичкам сегодня преподают в лучшем случае спортсмены, в худшем – чересчур амбициозные всадники с сомнительной квалификацией.
 
Личность тренера имеет колоссальное значение в обучении верховой езде. Скольких будущих профессионалов вовлекли в конный спорт талантливые наставники? Сколько людей остались с лошадьми на всю жизнь, вдохновившись примером опытных конников? Сколько новичков стали частными коневладельцами благодаря внимательному отношению тренеров к их желаниям? Им нет числа, ведь конниками рождаются лишь единицы. Подавляющее большинство ими становятся.
 
Современный тренер по верховой езде должен быть не только профессионалом своего дела, но и психологом, маркетологом, специалистом по развитию, фитнесс-инструктором, иногда – аниматором или няней, а также тайм-менеджером и ветеринаром. Таких разносторонних специалистов крайне мало, но именно они развивают индустрию обучения, привлекая все новых клиентов.
 
ЭТО ГРУСТНОЕ СЛОВО «ДОРОГО»
 
Качественная услуга проката лошади, увы, не может стоить дешево. В цену одного занятия закладывается часть содержания лошади, приобретение амуниции и экипировки, амортизация рабочих площадок, труд тренера, а также всевозможные риски – от травмы клиента до простоя лошади. 
 
Правда, у владельцев конных баз и комплексов, желающих организовать услугу проката, есть преимущество – стоимость содержания копытных работников они могут считать по себестоимости, в отличие от «частников», промышляющих уроками. Последним приходится закладывать в конечную цену услуги полную стоимость постоя и возможной амортизации снаряжения. Если прибавить к этому желание получить прибыль, а не просто «выйти в ноль», то и у тренеров стоимость одного занятия не будет ниже 2000 рублей. 
 
Выгода для клуба может быть очевидной – прокат позволит дать работу тренерам, работающим и с частными лошадьми, «отбить» часть зарплаты коноводов, устроить «на работу» лошадей, не показавших высоких спортивных результатов, а также привлечь дополнительных клиентов, которые в будущем могут пополнить ряды арендаторов или частных владельцев.
 
БУДУЩЕЕ КЛУБНОГО ПРОКАТА
 
Современный мир нестабилен, поэтому качественные услуги с каждым годом ценятся все выше. Сфера обучения верховой езде сочетает в себе физические нагрузки и психологические практики, отдых от повседневной рутины и общение с новыми людьми, опыт выхода за грани привычного в уютную, комфортную атмосферу. Уникальное единство этих качеств с каждым днем привлекает все больше горожан к лошадям.
 
Подбор лошадей и персонала, организация графика занятий и работы с клиентами, поддержание рабочих площадок и амуниции в порядке, а кроме того – экипировка для начинающих, раздевалки, инструктажи по безопасности, отчетность, юридическое и информационное сопровождение – вот составляющие хорошего клубного проката. 
 
Грамотно организованная школа верховой езды может стать и источником дохода, и своеобразным «пенсионным фондом» для спортивных лошадей, и клубом по интересам. 
 
В основу такого предложения должен быть поставлен грамотный менеджмент. Обучение верховой езде – точно такая же услуга, как любая другая, поэтому для клиентов должны действовать четкие и понятные правила, единые для всех и закрепленные официальными документами. 
 
К примеру, обязательное использование защитной экипировки значительно уменьшит количество травм среди клиентов. Система абонементов поможет сформировать пул лояльных и постоянных пользователей. А грамотный инструктаж и, возможно, врачебный осмотр, снизят число спорных ситуаций в случае серьезного происшествия.
 
ПЯТЬ ШАГОВ К ХОРОШЕМУ ПРОКАТУ
 
1. Бизнес-план
В отечественном конном мире пока еще плохо приживаются бизнес-стратегии, ставшие обыденностью в других сферах жизни. Однако, бизнес-план все же стоит составить. Приблизительные подсчеты затрат, перспектив и возможной прибыли помогут понять, стоит ли вообще организовывать услугу проката в конном комплексе.
 
2. Подбор персонала
«Кадры решают все». К услугам, связанным с коммуникациями между лошадью и неопытным человеком, этот постулат применим, как нигде больше. Грамотный тренер, приветливый инструктор, вежливый администратор – от этих людей на 80 % будет зависеть успех предприятия. Особенно важна фигура тренера – не стоит обижать своих клиентов, предлагая им обучение у специалиста с сомнительной квалификацией.
 
3. Подбор лошадей
На начальном этапе придется вложиться в покупку и подготовку лошадей, разработку рекламных предложений, согласование плана обучения… Не будем забывать, что все это время лошади уже будут занимать денники на конюшне, требовать уборки, кормления, выгула, ветеринарного обслуживания и работы. 
 
4. Организация работы
В работе конной школы необходим строгий порядок. График работы лошадей и людей, плановый ветеринарный осмотр, чистка амуниции и экипировки для всадников – все должно быть продумано до мелочей. Кроме того, необходимо выделить несколько часов в неделю для работы с учебными лошадьми грамотных берейторов. Это позволит конному персоналу дольше оставаться «в строю» и предотвратит появление поведенческих пороков. 
 
5. Реклама
И снова банальное, но точное выражение: «реклама – двигатель торговли». На услуги по обучению верховой езде существует постоянный спрос. Обывателю бывает нелегко разобраться в «подводных течениях» конного мира и, скорее всего, он выберет тот пункт проката, который будет грамотно представлен на всех возможных общественных площадках. Поэтому такие инструменты, как сайт, социальные сети и прочие доступные информационные площадки значительно увеличат ваши шансы на встречу с потенциальным клиентом.