Автор: Юлия СЕРКОВА
Известный психолог и писатель Дейл Карнеги утверждал, что все люди играют в игры, постоянно примеряя на себя разные роли и разные маски.
Человеческий фактор
На первый взгляд, конные шоу, выставки, выводки и керунги – это развлечение, праздник: зрители любуются лошадьми, заводчики представляют своих питомцев, спортсмены и любители присматривают будущих чемпионов. Такие мероприятия, конечно, и бизнес, поскольку, так или иначе, в этой области происходит определенный круговорот средств. Для заводчиков, тренеров, спортсменов, ковалей и многих других дорогие лошади – это большие инвестиции в прямом и переносном смысле. Казалось бы, именно поэтому многие заводчики и хозяева племенных ферм относятся к презентации своих воспитанников очень серьезно. На самом деле, победа или поражение конкретной лошади на выводке/выставке не окажет значительного влияния на ее стоимость или на то, насколько успешно будут продаваться животные данного хозяйства. Однако победа или поражение имеют большое значение для человека, и именно от них зависит то, в каком настроении он вернется домой и какие мысли не будут давать ему покоя еще долгое время.
Замкнутый круг
Конное шоу – процесс, очень непростой для человеческого эго. Если вы выигрываете, вы чувствуете себя на подъеме, гордитесь собой и лошадью. Вам нравится осознавать, что вы все сделали правильно – и в особенности что кто-то другой – судья – считает так же. Если же вы проигрываете, ваша самооценка падает: вы начинаете думать, что у вас не получается ничего в этой жизни, что лошадь некрасивая, глупая и непонятливая, а судья ничего не понимает или вас ненавидит. Но если постараться взглянуть на такие мероприятия с другой точки зрения, можно увидеть, что это только игры, в которые любят играть владельцы со своими лошадьми. Группа людей собирается вместе, составляет некоторые правила, а затем играет в эту игру, пока кто-то из них не начинает выигрывать в эту игру все время. Тогда кто-то другой решает, что нужно изменить правила, чтобы выигрывать могли разные люди или большее количество людей, и все начинается заново с новым набором правил – и так до бесконечности.
Театр марионеток
Победа или поражение лошади и всадника не обязательно расскажут вам о том, насколько хорошо в действительности подготовлен конь и насколько профессионален всадник. Все, что вам будет понятно, – это то, насколько хорошо всадник знает правила игры или как обойти их или обмануть судью и насколько лошадь в состоянии играть по этим правилам на данный момент. Многие люди ставят целью победу на шоу любой ценой. Они узнают правила, а затем «натаскивают» лошадей на выполнение конкретных задач, обозначенных правилами. Вместо этого они должны направить свои усилия на подготовку лошади, обладающей твердым базовым пониманием средств управления и отвечающей на них в логически понятном для нее смысле. Такое понимание уже можно использовать для любых «игр», в которые хочет играть всадник.
Программа минимум
В хорошей системе тренинга все, что вы предлагаете лошади, должно основываться на том, что животное уже знает. Лошадь не может нарочно что-то забыть, чтобы запомнить что-либо новое. Когда люди ставят во главу угла победу любой ценой, основанную на механическом заучивании «трюков», на самом деле они серьезно рискуют – ведь при изменении правил, в отсутствие четко выстроенной базы коня придется учить заново, «с чистого листа». Правильная подготовка подразумевает общение с лошадью, когда вы можете контролировать каждый шаг, который она делает в процессе обучения. Затем вы контролируете уже ряд шагов; как только вы достигнете этого уровня, можете ослабить внимание, но в самом начале тренинга вы должны контролировать каждый шаг или ответ животного по отдельности. Отличить «запрограмированную» лошадь от коня, понимающего, что он делает, и реагирующего на средства управления всадника «здесь и сейчас» очень просто: хороший пианист может остановиться в любом месте произведения, продолжить дальше, вернуться назад или начать играть, пропустив по требованию несколько строк. То же самое справедливо для лошади: правильно подготовленное животное будет выполнять и чередовать элемены в соответствии с требованиями спортсмена, в то время как «запрограмированная» или просто хорошо натасканная лошадь будет бессмысленно следовать «программе», а в случае внесения в нее изменений станет настаивать на своем, собьется или выполнит элементы посредственно.
Борьба по-честному
Когда коневладельцы идут на конные шоу и выигрывают, игра им нравится. Если же они проигрывают, то начинают винить судей, «политику партии» или всех окружающих. В таком случае это, безусловно, негативный опыт. Бывает, здесь примешивается и вина судей: вместо того чтобы отмечать лошадей и всадников, которые все делают правильно, они выискивают малейшие ошибки и исключают лошадей одну за другой. Однако участие в конных шоу может иметь и положительный эффект, вне зависимости от того, вернетесь ли вы домой с розеткой или нет. Каждый класс дает вам возможность играть по правилам, используя то взаимопонимание с лошадью, которое вы приобрели в процессе работы – и никаких уловок, никакой надежды на «авось». Таким образом, вы сможете подготовить лошадь и в соответствии с правилами, но, если правила изменятся, это не будет катастрофой. Коню придется забыть о любых ухищрениях просто потому, что от него этого не требуется. Так, участие в шоу станет возможностью попрактиковаться, а не обмануть «систему».
Залог на будущее
Хороший базовый тренинг готовит лошадь и психологически, и физически к любой «игре», в которую вы хотите играть. Когда лошадь становится опытнее, она начинает специализироваться на одной конкретной «игре» – выездке, конкуре и т.п. Однако преимуществом правильной подготовки будет то, что, если вы решите сменить специализацию, вам не надо будет переучи-
вать лошадь с самого начала. Соответственно, если поставить своей целью методичное, логичное с точки зрения животного обучение, а не просто победу любой ценой, в конечном итоге вы получите хорошо подготовленного коня, который сможет играть в любую игру, в ка-
кую вы захотите. ЗМ