Сегодня мы рассмотрим самые эффектные, но и самые сложные элементы выездки – пассаж и пиаффе. Эти элементы характеризуют высшую школу верховой езды и входят в программы Больших езд – Большой приз, Переездка Большого приза, КЮР Большого приза.
Когда приступать к обучению лошади пассажу и пиаффе? И что же делать раньше? Я думаю, что многочисленная литература по этой теме не даст однозначный ответ. Конечно же, все зависит от индивидуальных особенностей Вашей лошади.
Как можно описать пассаж и пиаффе? Естественны ли эти движения для лошади или нет?
Многие видели, что в леваде – на свободе, или на корде – лошади, пугаясь чего-либо (или просто играя), двигаются высокой рысью с фазой подвисания, как бы задерживаясь в воздухе. Это похоже на пассаж. И часто мы видим перевозбужденную лошадь, поднимающую диагонально ноги в ритме рыси на месте, – это похоже на пиаффе.
Пассаж и пиаффе – достаточно естественные для лошади движения, но выполняются они на свободе почти всегда в состоянии возбуждения. Одной из задач всадника при обучении пассажу и пиаффе является умение использовать внутреннюю энергию лошади, умение управлять ею, не мешая лошади двигаться вперед и вверх, точно координируя ее действия и поддерживая мягкий контакт со ртом лошади. Качество пассажа зависит от строения лошади, ее физической готовности, умения работать мышцами спины и шеи и переносить свой вес на задние ноги – подсаживаться на зад.
Пути обучения лошади пассажу и пиаффе бывают разные. Методические приемы отработки пассажа – с шага, с рыси, в руках. Пиаффе, как правило, отрабатывается путем сокращения пассажа в руках с шага, с рыси.
Вперед и вверх
Итак, пассаж – это энергичная собранная рысь с высоким равномерным выносом конечностей, характеризующаяся плавностью и ритмичностью (каденцией), четко выраженной фазой подвисания. Диагональ, находящаяся в воздухе, немного задерживается, а предплечье ноги, находящейся в воздухе, приближается к горизонтали (в момент подвисания), пясть идет по вертикали, бабки в суставе согнуты. Движения нерезкие, грациозные и выполняются в четком ритме. Задние ноги должны быть подведены под корпус и энергично отталкиваться от земли. Лошадь должна быть полностью раскрепощена и выпрямлена, округлена в затылке. Чтобы выполнить пассаж, она должна быть в высшей степени сбора, идти с приподнятой шеей, в мягком контакте с рукой всадника. Главная задача научить лошадь продвигаться вперед, сохранять каденцию, равновесие и легкий упор в повод.
Если при обучении всадник выберет слишком медленный темп, лошади будет трудно толкаться задними ногами. Можно попробовать переводить лошадь с прибавленной рыси на собранную рысь, добиваясь, чтобы она продолжала усиленно работать мышцами-разгибателями, постепенно подводя задние ноги под корпус.
Добиться подведения задних ног можно с подсказкой в виде хлыста. Всадник должен делать легкие полуодержки в такт движениям и, активизируя шенкель, подбирать лошадь, заставляя ее эластично и энергично переступать диагональными парами ног. Короткие подсказки хлыстом сверху по предплечью в момент подъема ноги могут побуждать лошадь выше поднимать передние ноги.
При выполнении пиаффе всадник может, усиливая посыл шенкелем, заставить лошадь продвинуться вперед на несколько метров. Лошадь вполне в состоянии сохранить плавность и завершенность нескольких шагов, но долго сохранять равновесие невозможно. Чтобы восстановить его, необходимо двинуть лошадь вперед собранной рысью. Переход на пассаж через собранную энергичную рысь повторяют, пока лошадь не научится прямо переходить с пиаффе на пассаж.
Обучение выполнению этих элементов для лошади очень утомительно физически и психически. Часто пассаж и пиаффе выполняются ею с задержкой дыхания на вдохе, что при неумелом чередовании нагрузки и интервалов отдыха может привести к проблеме с дыханием. Поэтому работать с лошадью над пиаффе и пассажем надо очень дозированно. От всадника требуется при этом максимальное внимание. Для внесения разнообразия в процесс обучения можно чередовать занятия в манеже с выездом на улицу, в лес. Чтобы облегчить лошади обучение пассажу, можно использовать для упражнений ее стремление двигаться вперед при возвращении домой.
На месте рысью, марш!
Пиаффе – это очень собранная рысь на месте с короткой, но отчетливо выраженной фазой подвисания. Ноги лошади поднимаются и опускаются в четком ритме. Согнутые задние ноги подведены под корпус, круп опущен, спина мягко работает. Лошадь совершенно не напряжена и хорошо сдает в затылке. Все время сохраняется легкий упор в повод. Лошадь должна быть уравновешена между шенкелем и поводом, причем ее округленный затылок должен находиться в самой верхней точке.
Выработать у лошади степень сбора, необходимую для выполнения пиаффе, возможно только после постепенной выездки, когда мышцы спины и задних конечностей будут вполне развиты и смогут принять вес лошади назад. Необходимыми моментами при обучении являются также: полное спокойствие лошади, ее готовность выполнить любые требования всадника, желание двигаться вперед и полная ее выпрямленность. При выполнении упражнения лошадь не должна раскачиваться или отклоняться в сторону.
Одного единственного способа обучить лошадь выполнению пиаффе не существует, поэтому от всадника требуется некоторая гибкость и фантазия. В зависимости от конституции и темперамента, некоторым лошадям свойственен более длинный высокий и замедленный вынос конечностей, другим же – укороченный низкий, но более энергичный.
Работа в руках
Особое место занимает работа в руках. Лошадь должна идти шагом, затем, пощелкиванием языка и прикосновением хлыста в наиболее чувствительном месте ее побуждают сделать несколько темпов рысью. Путем мягкого выдерживания повода и одновременного энергичного посыла хлыстом и пощелкиванием ширину рыси сокращают, пока лошадь не выполнит несколько шагов на пиаффе. Лошадь все время должна двигаться совершенно прямо, ее перед не должен отклоняться в сторону от положения задней части. Чтобы сохранить выпрямленность лошади, нужно позволять ей немного двигаться вперед.
Работать надо короткими репризами с полностью успокоенной лошадью. Если лошадь охотно и доверчиво подчиняется воздействиям средств управления, тренер может обойтись без помощника. Эта работа проводится на простой уздечке с помощью длинного хлыста. Наружный повод находится между указательным и большим пальцем, а внутренний – под мизинцем. Хлыст касается голени лошади и действует одновременно с пощелкиванием языком.
Если при работе в руках лошадь правильно переступает и передними, и задними ногами, можно переходить к работе под всадником. Всадник, сначала не касаясь повода, пассивно следует за движениями пиаффирующей лошади. Затем уже, поддерживая постоянный легкий контроль со ртом лошади и, попеременно воздействуя шенкелями и поясницей, добивается постоянного сокращения рыси, пока, наконец, лошадь не сделает несколько темпов пиаффе. Сразу после этого ее следует поощрить. Обычно, поняв, что от нее хотят, лошадь охотно повторяет упражнение.
Прямая связь
Так как работа с пассажем и пиаффе взаимосвязана, то переходы из пассажа в пиаффе (и обратно) при правильных подводящих упражнениях не будут трудны для всадника и лошади. Но если работа над этими элементами была форсирована или не планомерна, то переходы могут стать проблемой. Потеря ритма и импульса, неравномерность или вялость работы задних ног, растянутость, остановки движения, потеря равновесия лошади на переходах являются распространенными ошибками.
Итак, основные ошибки на пассаже и пиаффе:
• отсутствие проводимости, вялость движения и работы задних ног;
• недостаток импульса или отсутствие проводимости;
• неравномерная работа задних ног лошади;
• закрепощенная спина, отчего пассаж и пиаффе становятся скованными;
• раскачивание из стороны в сторону задними или передними ногами, так называемое «балансе».
Любую ошибку лошади необходимо исправлять немедленно, возвращаясь назад к подготовительным упражнениям. Элементы высшей степени сложности – пассаж и пиаффе – надо обязательно делать под наблюдением тренера, который в случае необходимости поможет и подкорректирует ошибки и недочеты.
Желаю успехов в работе с Вашими лошадьми! зм