Бешеные скачки или кто кого?

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: ЗМ №10(123)2012
Фото: Артем МАКЕЕВ

Подъем в галоп – задача, казалось бы, простая, но при этом очень важная. Без умения контролировать лошадь на галопе не обойтись ни в полях, где это – вопрос безопасности, ни в конкуре, где от качественного галопа зависит чистое преодоление препятствий, ни в выездке, где этот аллюр, как, собственно, и сам подъем, является частью общей оценки. Каким же должен быть правильный галоп и как исправить возможные ошибки?
В идеале лошадь должна подниматься в галоп спокойно, расслабленно, в сборе и от зада; двигаться ровно и прямолинейно, с тенденцией «в горку». Работа всадника при подъеме не должна быть видна постороннему наблюдателю: это значит никаких ударов пятками вместо посыла шенкелем, накачивания корпусом, разгона лошади в момент начала подъема и скручивания головы животного внутрь вместо грамотного постановления. Для начала к подъему необходимо подготовиться. Добейтесь активного и равномерного собранного шага, при котором лошадь может подняться в галоп от малейшего посыла. Если лошадь вываливает зад, крепче прижмите внутренний шенкель, слегка вышлите коня внешним шенкелем, не отводя его слишком далеко назад. 
 
Проблемы и решения
 
Если лошадь не поднимается в галоп, это значит, что она не готова: заставьте ее шагать более активно, отзовите поочередно внешним и внутренним поводом, а затем мягко толкните шенкелем вперед, не принимая на себя поводом. Если в момент подъема в галоп лошадь задирает голову, возможно, дело в том, что вы слишком долго и тщательно готовитесь или слишком сильно (или нескоординированно) работаете поводом. Успокойте животное и начните все сначала.
 
Вышлите лошадь в галоп на свободном поводу, похвалите, а затем слегка наберите повод и повторите посыл, уделяя основное внимание спокойному положению рук. В случае если лошадь поднимается в галоп с неправильной ноги, значит, ваши действия нескоординированны: например, поводом вы направляете коня с правой ноги, а шенкелем с левой или наоборот.
 
Следите за положением рук, грудной клетки и корпуса в целом, слегка отводите внешнее плечо назад. Очень часто рука блокирует соответствующее плечо (слишком много сгибания или контрпостановление).
 
Держите руки ровно, делайте легкое постановление для подъема с соответствующей ноги. Если вы работаете поводом и шенкелями правильно, возможно, лошади трудно подняться в галоп с нужной ноги из-за определенных физических особенностей, в том числе  проблем со спиной.
 
Поднимайте коня в галоп при прохождении угла, делайте короткие репризы (подъемы) и переводите животное в шаг, хвалите каждый раз при правильном подъеме.
 
«МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА»
 
Пресекайте все попытки лошади подняться в галоп самостоятельно или мгновенно сорваться вперед после посыла. Если лошадь предвосхищает ваши намерения, вышлите ее в галоп, а затем сразу же переведите в шаг. Успокойте ее, огладьте, а затем снова попросите подняться в галоп.
 
Если при подъеме конь резко срывается с места, внимательнее работайте над подготовкой к подъему: опять-таки успокойте лошадь, поделайте сгибания, элемент «плечо внутрь», при подъеме сделайте легкую полуодержку внешним поводом – не тяните и не дергайте повод 
на себя! Сделайте несколько подъемов «на свободном поводу», при спокойном подъеме обязательно огладьте и похвалите животное. 
 
Нет предела совершенству
 
Как улучшить качество галопа? Предлагаем вашему вниманию ряд советов, которые, смеем надеяться, окажутся полезными в самых разных ситуациях.
 
• На молодой лошади всегда отрабатывайте галоп по стенкам манежа/плаца или на большом вольту.
 
• Внешний повод всегда должен быть параллелен телу лошади.
 
• Попробуйте заменить воздействие внутреннего повода работой внутреннего шенкеля, чтобы избежать скручивания головы лошади.
• Любое изменение натяжения повода начинайте с изменения положения грудной клетки, а не рук.
 
• Не «возите» лошадь на себе – она должна нести себя сама, рука является просто подсказкой. 
 
• Работайте поводом соответственно – отзывайте внешним, если лошадь ускоряется; смягчите руку, когда лошадь начнет двигаться сбалансированно. 
 
• Не отводите шенкель слишком далеко (многие всадники этим грешат); не «цепляйтесь» на галопе коленями – это только закрепостит животное. 
 
• Оба шенкеля должны быть расслаблены, но одновременно слегка прижаты к бокам лошади, чтобы в нужный момент поддержать галоп.
 
• Сидите прямолинейно, слегка отклонившись назад (ягодицы тяжелые), – при таком положении поясница будет амортизировать толчки, а руки смогут действовать независимо от корпуса. 
 
• Сохраняйте сбор, например, при езде направо, отводя слегка назад левое плечо.
 
• Следите за формой вольтов на галопе – они не должны напоминать «яйца» или прочие кривые фигуры.
 
• Не позволяйте лошади валиться внутрь или наружу – сидите ровно на обеих тазовых костях. 
 
• Не утрируйте постановление на галопе: оно должно быть небольшим, тогда лошадь сможет двигаться расслабленно. 
 
• Не забывайте, что каждая лошадь гнется в зависимости от своих возможностей. 
 
• Поддерживайте один и тот же ритм галопа.
 
• Перед любой сменой направления или прибавками/сокращениями увеличивайте сбор лошади при помощи полуодержки.
 
• Старайтесь добиться одинакового галопа направо и налево: двигайтесь в одном и том же ритме, с одинаковым постановлением и сбором. 
 
• Никогда не допускайте самовольного перехода лошади в контргалоп ни под седлом, ни на корде.
 
• Никогда не позволяйте лошади таскать, закусывать удила.
 
• В идеале лошадь должна двигаться галопом, не теряя сбора и ритма как можно дольше, без заметного вмешательства всадника. 
 
Все по полочкам
 
На галопе в первую очередь необходимо работать над постоянным продвижением вперед и расслаблением лошади. Хорошего галопа можно добиться, делая переходы – в шаг и обратно, – а не галопируя полчаса без остановки.
 
Двигайтесь собранным шагом по длинной стенке манежа или плаца, вышлите лошадь в галоп и постарайтесь сохранить сбор в течение полного круга. Затем переведите лошадь в шаг и отдайте повод. Повторите то же самое на вольту. Не забывайте о переходах: переход должен выполняться при помощи корпуса, а не рук. При переходе сядьте глубже в седло, сделайте полуодержку, сработайте корпусом и в момент перехода слегка отзовите лошадь одними лишь пальцами. Поделайте переходы из собранной рыси в галоп и обратно, а затем перейдите к сокращениям и прибавкам на галопе. Когда лошадь двигается в сборе, плавно и расслабленно, четко реагируя на ваши действия, можно начинать работать над контргалопом.
 
Тонкое дело
 
Главное при подъеме в галоп – это скоординированность действий, в особенности если лошадь чувствительна на рот и на шенкель. Если вы уделите должное внимание подготовке к подъему в галоп, воздействию средств управления и балансу, лошадь быстро поймет, что именно от нее требуется, и результат не заставит себя ждать.