Рокировка чувств

Рокировка чувств

Автор: Инна АБДУЛОВА
Номер журнала: ЗМ №10(101)2010

«Деточка, все мы немного лошади», – писал Маяковский – и был совсем недалек от истины. Конечно, никто не пытается их и нас сравнивать и объединять по анатомическим и физиологическим параметрам, а вот по психологии можно смело говорить о том, что среди наших питомцев есть лентяи и трудоголики, общительные и нелюдимые, злые и добрые, упрямые и покладистые, меланхоличные и оптимистичные. Все как 
у людей. Относительно способности хитрить и притворяться уже рассказывалось в одном из предыдущих номеров, а на эмоциональности  лошади и способе ее выражения, наверное, стоит остановиться подробнее.
 

Лошади различаются не только по породам, мастям, назначению (упряжная, верховая и т. д.), но и по характерам. В последнем немалую роль имеют эмоции, или субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям, которые выражаются движением, позами, мимикой и звуками. Условно можно разделить проявление эмоций на явные и более сложные – скрытые.

Эмоциональные индивидуумы
 
Эмоции – высшая психическая функция млекопитающих, присущая далеко не всем видам, вернее даже – индивидуумам. Чем выше организация и тоньше натура, тем сильнее эмоциональный фон, на который накладывается вся жизнь, и тем конкретнее и уместней эти чувства выражаются.
 
Можно опустить сантименты, но все это не так бесполезно и незначительно, как кажется на первый взгляд. Вряд ли кто-то оспорит, как важно понимать настроение лошади, особенно во время работы, вовремя увидеть разницу агрессии и испуга, чтобы найти причину неадекватного 
поведения своего питомца.
 
К сожалению, язык этих прекрасных животных нам не доступен. Но ведь есть мимика и жесты, движения и позы – одним словом, эмоции. Они вполне могут заменить то, что мы выражаем словами и предложениями, а зачастую бывают более убедительными.
 
Что с ушами у «машины для убийства»?
 
О породе и масти расскажут документы, а характер и темперамент придется постигать самому.
 
Первая группа – яркая, сразу бросающаяся в глаза. На такие проявления эмоций просто невозможно не обратить внимания. Например, злость, гнев, ярость – уши заложены, глаза прищурены, сам конь похож на сжатую пружину, готовую в следующую секунду превратиться в машину для  убийства. Эти эмоции очевидны, наглядны и вызваны активной работой нервной и гормональной систем. Если оглянуться на эволюцию лошади и вспомнить, что на протяжении всего своего существования она была жертвой, то можно понять, что эмоции агрессии сродни безусловному рефлексу сидят в любом представителе этого вида животных.
 
Лошадиная депрессия
 
Значительно мягче и менее заметны проявления печали. Представьте, уехала лошадь в другую конюшню, все изменилось, все непривычно. Вначале ее обуревает любопытство: глаза блестят, уши прядают, ноздри раздуты, голова постоянно вертится – мы познаем новый мир, а затем порой приходит чувство тоски – стоит лошадка в деннике, отвернувшись в дальний угол и не подходит, невзирая ни на какие уговоры. Иногда пропадает аппетит. Это похоже на депрессию. Важно не бросить в этот момент питомца наедине с его печалью. Все проходит, пройдет и это…
 
«Междусобойчик»
 
Разбирая взаимоотношения людей и лошадей, грех не коснуться вопроса конского общения между собой. А здесь ох как много интересного! Даже в небольшом сообществе (питомцы одной небольшой конюшни ) порой кипят по истине настоящие мексиканские страсти. Здесь есть любовь: хоть лошади и полигамны, но предпочтение одной, самой желанной имеет место быть. Встречается и ненависть: бывает, что не уживаются, хоть и вопросов спорных вроде бы и нет. В конном коллективе также найдется место и дружбе, и сочувствию...
 
Один из сильнейших и основных инстинктов – пищевой. Я лично «знакома» с мерином, уступающим свой овес подруге. Прямо джентльмен! Объяснить это с точки зрения рефлексов просто невозможно! А кто не видел пару, умиротворенно чешущую друг другу холки на выпасе? Напомнить выражение их физиономий? Право, совсем не враги! Еще лошади умеют конфузиться: испугался, взбаламутил всех, а потом как-то ненавязчиво «съехал с темы», как будто просто сорвался с места, торопясь по своим самым неотложным делам. Все это – на уровне ощущений и полутонов. Скептики! Понаблюдайте за табуном. В нем много самых настоящих личностей!
 
Радость лихая и сдержанная
 
Радость лошадь может выражать как бурно, так и сдержанно. Бурную радость легко увидеть если выпустить в хорошую погоду в леваду молодого, здорового скакуна, там – и хвост трубой, и ноздри нараспашку, и прыжки-кульбиты, – всем своим существом он искрится счастьем. Сдержанное проявление радости нам тоже хорошо знакомо: нежное, трепетное ржание, когда вас еще не видно в проеме дверей, но вы уже услышаны и «унюханы», вас уже ждут; а спустя миг уже трутся большой и доброй мордой, проверяют руки и карманы… А ведь это тоже проявление все тех же эмоций! И мимика есть! Вспомните лошадь яростно-агрессивную и радостно-счастливую. Даже не сравнивая позу и всю внешность, понаблюдайте за выражением ее «лица». Думаю, что все скептические мысли относительно способностей лошади выражать чувства отпадут раз и навсегда.
 
Нарциссизм
 
К менее заметным эмоциям можно отнести и такое состояние, когда лошадь стоит и просто собой любуется. Своеобразный нарциссизм. И так повернется, и этак, и глаза прикроет от удовольствия от себя самой. Причем, наличие зрителей совершенно не обязательно. Кстати, о зрителях. Среди лошадей есть «позеры», готовые на публику рисоваться и красоваться, а в остальное время они ведут себя абсолютно неприметно.
 
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ
 
Изменение выражения эмоций связано со многими факторами. И возраст здесь – не главная составляющая. Не побоюсь взять на себя ответственность и скажу, что главенствует здесь общение с умным, терпеливым и любящим человеком, способным понять и научить. Чем больше будет вложено в питомца «человеко-часов», разговоров и ласки, тем ярче и насыщенней будет отдача – лошадиная личность станет гармонично и эмоционально развиваться.
 
Допустим, коня из учебной группы закрепляют за спортсменом, который посвящает ему много времени, хвалит за каждый шаг к успеху. Лошадь буквально перерождается из задерганного работяги в баловня-аристократа. Интерес ко всему окружающему переходит на другой уровень. Порой коктейль из любопытства и чувства собственной значимости выглядит трогательно-комично. Происходит это все за считанные недели.
 
А если лошадь турнирная, достигающая высоких результатов, обласканная удачей, то случается  и «звездная болезнь». Посмотрит на тебя эдакий чемпион, и прямо ростом меньше делаешься. По истине, рублем одарит...
 
Вывод из всего вышесказанного один. Никогда нельзя забывать о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. То есть, когда мы общаемся с лошадьми, мы воспитываем в них мироощущение, которое впоследствии культивируется в привычки и характер, выражаемые эмоциями и поступками.