Плохому танцору…
Пожалуй, нет ни одного всадника, который ни разу не жаловался бы на свою лошадь. Спортсмены грешат на пол, породу, возраст, характер или отечественную селекцию. Но почему тогда купленная за границей, ценой в несколько тысяч евро, лошадь всего лишь через несколько месяцев превращается в дурноезжую, а конь, который систематически не подчиняется одному всаднику, под седлом другого неожиданно начинает вести себя, как котенок?
На самом деле, уже то, что лошадь позволяет на себе ездить, говорит о ее готовности к сотрудничеству, именно поэтому в первую очередь животное нужно учить, а не заставлять. Как правило, всадник старается получить нужные ему движения путем принуждения, забывая о том, что не выездка существует ради элементов, а наоборот, элементы как упражнения призваны развивать и улучшать гибкость, силу и взаимопонимание в спортивной паре. Например, всадник беспрестанно использует шенкель, а лошадь не понимает, что означает этот сигнал, она просто не знает, что ей делать, начинает заводиться – в итоге мы получаем нервную лошадь и испуганного всадника.
Алло, я вас не слышу!
Зачастую человек, который не в состоянии донести до четвероногого партнера информацию в желаемом объеме, начинает использовать различные дополнительные приспособления, которые, как ему кажется, намного эффективнее его воздействий. При этом он часто сам не знает механизм их действия: как правильно и в каких случаях их применять, и даже не может сформулировать для себя, чего он этим собирается добиться. Помните, что нет ничего чувствительней и эффективнее собственных рук! Лошадь посредством повода ведет с всадником диалог, а лишние приспособления ей препятствуют.
Испорченный телефон
Еще одной частой проблемой является то, что лошадь чувствует всадника, а он ее нет и, не видя ответа на свои команды, продолжает давать ей сигналы. В конечном итоге животное путается и дестабилизируется. Иногда бывает так, что лошадь вроде бы реагирует на команды хорошо, но при этом нестабильна. В данном случае частая причина подобной ситуации – это дефектная посадка. Например, при неправильном расположении корпуса в седле всадник либо физически не достает до бока лошади шенкелем, либо сидит, сильно откинувшись назад, что также затрудняет способность держать ногу естественным образом. В этом случае его вес смещается назад, тем самым придавая лошади дополнительный чрезмерный импульс (получается, что животное все время провоцируют бежать вперед). Если же всадник заваливается вперед, это гасит импульс, и в результате лошадь не понимает, почему от нее требуют движения. Иными словами, если нет баланса – нет и адекватного взаимодействия. Только при грамотной посадке всадник легко и быстро может отдавать команды, а правильно выезжанная лошадь – без помех воспринимать их и выполнять.
Спасибо – говори!
Важным моментом является обязательное поощрение за правильные ответные действия. Только так животное будет «сортировать» собственные шаги по принципу правильно/неправильно. Во время тренировки лошадь предлагает варианты ответов и ждет, что спортсмен сделает выбор, укажет «вот так»! Если же всадник «молчит», продолжая давать команды, они становятся бесконечными – в результате лошадь перестает «рефлексировать» и со временем становится нечувствительной к шенкелю и поводу.
Иллюзия обмана
Еще одной интересной проблемой является подмена понятий. Она возникает тогда, когда у всадника сформировались неправильные ощущения: ему кажется, что все так, как надо, а на самом деле, правильно – совсем по-другому. В результате хорошо обученная лошадь поставлена в неудобное положение, бежит непонятно как и, естественно, пытается изменить ситуацию. Всадник при этом чувствует нестабильность езды, но у него другие представления о правильности выполнения упражнения, и он продолжает настаивать на своем. В итоге лошадь может начать замыкаться и отказываться от работы.
То же самое может происходить и из-за неправильно подобранной нагрузки: от животного требуют в принципе правильные вещи, но в чрезмерном объеме. В этом случае нужно понаблюдать за состоянием и настроением и затем скорректировать тренировочный процесс. Не стоит забывать о разгрузочных днях, а также стараться по возможности выезжать в лес и в поле. Иногда стоит пересмотреть и рацион: бывает, лошади элементарно не хватает сил на прыжки или выполнение сложных выездковых элементов. В этом случае нужно увеличить норму и/или добавить соответствующие подкормки и витаминные добавки, а для чрезмерно возбудимых лошадей – успокаивающие травяные сборы.
Всему свое время
Неправильные или несвоевременные действия также затрудняют работу. Например, лошадь видит расчет, а всадник нет, и в результате кладет ее на барьер – как правило, именно при таких ситуациях животное встанет или обнесет. Дернул рукой перед препятствием – тоже сам виноват. Готовность к работе – это сбор, который характеризуется подведением задних ног и легкостью в руке, при этом шея не напряжена (округлена), и лошадь в любой момент готова выполнить команду всадника. Научите ее приходить в боевую готовность! Надо координировать свои действия: в нужной дозировке сработать ногой, чтобы подвела ноги под корпус, и правильно выполнить полуодержку. Вместо этого всадник туго прижимает ногу и жестко держит повод. Забыл про ногу – лошадь «ускакала», передержал рукой – легла в повод. Чтобы исправить ситуацию, нужно учиться давать команду в нужный момент и кратковременно.
Капитан или пассажир?
Так, в конкуре главное – подойти к препятствию в расчетную точку. Если всадник не попадает, то его задача скорректировать ход (шире/короче, в зависимости от ситуации), соответственно, лошадь должна быстро реагировать на действия спортсмена. Для этого нужно не висеть над конем, а сесть в седло и прижать шенкель настолько, чтобы подвести задние ноги лошади под корпус и выполнить полуодержку, тем самым подготовив лошадь к основной команде «выполнить прыжок». Если всадник не придерживается этой последовательности, то выполнение коррекции перед прыжком затруднительно и часто даже невыполнимо. Маневры на маршруте выполняются примерно так же: сначала сел, потом прижал ногу, довернул рукой.
Многие не садятся в седло, облегчая спину, забывая, что висящий над лошадью человек смещает вес вперед и этим сам гасит импульс. Западные всадники едут, чуть нависая над лошадью, но перед маневром или препятствием обязательно садятся, наши же спортсмены зачастую едут, как пассажиры, соответственно, прижать шенкель в нужном месте и в нужное время просто невозможно, если все время стоишь на стременах.
С точностью до наоборот
Чтобы контролировать лошадь, надо грамотно владеть руками: не тянуть и не дергать, а в особо проблемных случаях суметь вовремя использовать каскад полуодержек. Например, лошадь рванула вперед, а всадник оттопырил ноги, схватился за повод и этим только усугубил положение. Надо делать все с точностью до наоборот: отвлечь шенкелем, подобрать зад, задержать движение спиной, а рукой короткими полуодержками не давать нестись. Так лошади становится некомфортно, и движение вперед прекращается. Вообще лошадь обычно «тащит» вперед на боль: важно очень аккуратно воздействовать на трензель, не тянуть за повод, особенно без поддержки шенкелем.
Иногда «плохое поведение» лошади имеет под собой чисто медицинские проблемы, о которых владелец может даже не догадываться. Для начала необходимо проконтролировать, правильно ли подогнана амуниция, подходит ли железо; затем – проверить зубы, глаза, мышцы (даже слегка застуженная мышца может давать перекосы в работе) и особенно копыта.
При работе с лошадью также необходимо учитывать особенности ее экстерьера. Например, на качество езды влияет длина поясницы. Лошади, у которой она короткая, проще подвести задние ноги под корпус и легче собраться (не забываем, что сбор идет от задних ног). Лошадь с длинной поясницей не может опустить зад при сборе так низко, соответственно, она останется более прямой, и ярко выраженного «горбика» не будет. Значение имеет и соотношение длины передних и задних ног. Если передние ноги коротковаты, то «пересадить» такого коня на зад сложнее, поскольку его естественное равновесие находится на передней части корпуса. Чтобы подобраться, ему придется максимально сгибать задние ноги для подставления их под корпус. Как правило, таких лошадей в спорте стараются не использовать. Не особо жалуют и короткошеих, хотя при этом у них естественный сбор, и обычно эти лошади – обладатели и коротких поясниц.
Сам себе режиссер
Сейчас в России нет единой школы, и по сути каждый ездит так, как считает нужным, руководствуясь собственными представлениями или рекомендациями тренера. Поэтому, если на одном коне сидит несколько всадников, каждый из них предлагает свой вариант работы (кто-то тянет сильнее за повод и не дает лошади установить свой контакт; кто-то некорректно работает шенкелем). Все это дезинформирует, дестабилизирует и вообще «расстраивает» лошадь, как музыкальный инструмент. Для ведения плодотворного диалога необходимо прислушаться к этом умному и чуткому животному, суметь донести информацию. Если лошадь физически и психически здорова, то в проблемах диалога виноват всегда всадник. Отсутствие знаний и «чувства лошади» не позволяет спортсмену добиться взаимопонимания с четвероногим партнером и, как результат, безупречной, легкой и гармоничной езды. Поэтому очень важно учиться слушать лошадь, понимать ее, больше работать над собой, уметь признавать и исправлять свои ошибки – и тогда результаты не заставят себя ждать.
___________________________
GM выражает благодарность кандидату в мастера спорта по конкуру Юлие Сорокиной за помощь в написании статьи.