«Поломанная» психика

«Поломанная» психика

Автор: Алена АКИМОВА
Номер журнала: GM №7(183)2018

Скачки требуют от лошади не только резвости и выносливости, но и способности к быстрой адаптации. От реакции организма на внешние раздражители и зависит успешность выступлений лошади в скачках. И речь здесь не столько о действиях жокея – весь комплекс происходящих с лошадью событий накладывает отпечаток на ее психическую и физическую форму.

А это что за тип?
 
Высшая нервная деятельность (ВНД) – это совокупность свойств нервной системы, как врожденных, так и приобретенных. Тип ВНД определяет то, как лошадь будет реагировать на влияние окружающей среды. В том числе и на воздействие человека.
 
Современная этология выделяет четыре типа ВНД:
 
1. Сильный неуравновешенный подвижный (холерический). Характеризуется сильным раздражительным процессом и более слабым тормозным. В стрессовых ситуациях подвержен психологическим нарушениям.
 
2. Сильный уравновешенный подвижный (сангвинический). Имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности.
 
3. Сильный уравновешенный инертный (флегматический). Характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения с плохой их подвижностью. Могут испытывать затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.
 
4. Слабый неуравновешенный инертный (меланхолический). Отличается слабостью процессов возбуждения и торможения. Лошади такого типа плохо приспосабливаются к условиям окружающей среды, подвержены невротическим расстройствам, всего боятся.
 
В бой идет одна молодежь
 
Как и любой вид спорта, скачки подчиняются строгим правилам. В разных странах они могут отличаться, подчиняясь требованиям индустрии, но в них обязательно есть пункт, оговаривающий возраст лошадей. Российские правила во многом остались неизменными со времен СССР и отвечают главному требованию – обеспечивают проведение скаковых испытаний племенного поголовья. Смысл заключался в том, чтобы отобрать потенциальных улучшателей лошадей верховых пород. А, значит, долгое нахождение лошадей на ипподромах не имело смысла, поскольку задерживает начало их племенного использования. В общих чертах правила остались неизменными. 
 
Век скаковой лошади, увы, недолог. Самые успешные, как правило, довольно рано завершают скаковую карьеру. И если в странах Европы или в Австралии, успешно скачущую лошадь могут оставить в тренинге в старшем возрасте, то американские крэки часто завершают карьеру после трехлетнего сезона. 
 
Такой конвейер подразумевает и относительно раннее начало работы. В отличие от спортивных лошадей, скаковые поступают в заездку в полуторалетнем возрасте, ведь в два года они уже начнут выступать на ипподромах. От того, как с жеребенком работают на данном этапе, будет зависеть и то, как он в дальнейшем воспримет ипподромный тренинг.
 
Ипподромные старшилки
 
Так что же такого страшного ждет лошадь на ипподроме? Парадоксально, но играющая музыка, яркие трибуны, скопление людей интересуют ипподромного бойца меньше всего. 
 
Для крэков не представляют особого интереса и стартовые боксы – машина, из которой лошади принимают старт в скачке. А ведь именно это устройство и может стать первым камнем преткновения. Чтобы этого не произошло, лошадь приучают к старту из боксов постепенно. К сожалению, не все хозяйства обладают стартовыми боксами, и приучение лошади к ним происходит уже на ипподроме, что в условиях новой обстановки может стать серьезным испытанием для всех участников процесса. 
 
Зачастую неправильно или спешно проведенное обучение лошади может сформировать у нее нежелательные условные рефлексы. В худшем случае лошадь начинает панически бояться стартовых боксов. И, как следствие, после окончания скаковой карьеры с такими лошадьми приходится проводить коррекционную работу. Но, говоря о психологических особенностях, возникающих у скаковых лошадей, мы намеренно не будем говорить о некомпетентности тренперсонала, потому что это тема для отдельного обсуждения.
 
Специфика скакового тренинга предусматривает, в большинстве своем, работу на скаковом кругу или на специально оборудованных тренировочных дорожках. Лишь единичные тренеры уделяют достаточное внимание манежной работе. Неумение лошади держать себя при движении по манежному кругу потребует впоследствии сильной коррекции при смене вида ее деятельности после завершения скаковой карьеры.
 
Пенсия по выслуге лет
 
В процессе адаптации к ипподромному тренингу и скачкам, у лошадей формируются поведенческие паттерны. Прошедшие через ипподром лошади менее восприимчивы к скоплениям людей и громкой музыке – все это для них уже знакомо. Подготовка скаковой лошади – процесс трудозатратный, зато «на выходе» получаются лошади, приученные ко всем манипуляциям, как зоотехническим, так и ветеринарным. К тому же, они, как правило, хорошо грузятся в коневоз и нормально переносят дорогу. 
 
Вместе с тем, распространено мнение, что отскакавшая на ипподроме лошадь становится сложной в работе, психически неустойчивой и, зачастую, дурноезжей. Увы, бывает и такое – привыкшая работать на коротком поводе лошадь начинает замыкаться и плохо реагирует на команды всадника. Не стоит, однако, думать, что эти проблемы могут возникнуть только в работе со скаковыми лошадьми.
 
Также необходимо учитывать, что прошедшая скаковой тренинг лошадь – сильное животное. Ведь все в ее предыдущей жизни, от кормления до тренировочного режима, было направлено на формирование супер атлета – сильного и быстрого. Поэтому не стоит доверять адаптационную работу неопытному всаднику. 
 
Как правило, наибольших успехов в скачках добиваются лошади сильного уравновешенного подвижного типа высшей нервной деятельности, то есть  сангвиники. Несколько хуже отзываются на смену обстановки и изменения тренинга флегматики. У холеричных лошадей при чрезмерно высоких нагрузках возникают срывы, за которыми следуют отказ от работы, проявление агрессии или, наоборот, полная апатия. Менее других в скачках, как и в классических видах спорта, успешны меланхолики. И именно с такими лошадьми чаще возникают проблемы при их последующей переподготовке.
 
Случаи «перепрофилирования» лошадей и дальнейших их весьма успешных выступлений в классических видах конного спорта у многих на слуху. Так, в 1980-х в конкуре выступал Jonlyle (Hay Hook – D K Dor), известный под именем Idle Dice. Его скаковая карьера сложилась неудачно, но в конкуре, выступая под седлом Родни Дженкинса, он добился высочайших успехов, в том числе титула «Лошадь года». Good Twist (New Twist –Iante), успешно выступавший в конкуре стал еще более значимым производителем. Его сын Icey Twist (выступавший под кличкой Gem Twist) стал серебряным призером Олимпийских игр, а в 2008 году в США получен его клон.
 
Спокойствие и релакс
 
С точки зрения этологии, лошадь – стадное животное и потенциальная жертва. Потому для нее свойственно желание убежать от опасности. У скаковых лошадей подобное желание может подкрепляться накопленным опытом и годами тренировок, ведь единственное, чему ее учили на ипподроме – быстро скакать. Потому и приспособительные тренировки нужно начинать с «объяснения» лошади, что бегство – не всегда лучшее решение.
 
Начинать же работу нужно с релаксации. Как физической, так и психологической. Лошадь должна много времени проводить в леваде. В работе с отскакавшими лошадьми важно помнить, что они все-таки легковозбудимы и подвержены стрессу.
 
Воспоминания о скаковом прошлом – то, с чем часто приходится сталкиваться всаднику бывшего ипподромного бойца, особенно при выезде в поля. Лошадь, увидев длинный прямой отрезок грунтовой дороги, вспоминает о том, что ее когда-то учили прибавлять по прямой и с радостью ускоряет темп галопа. И делает она это еще более азартно, если рядом есть другая лошадь. Случаи таких лошадиных флешбэков – не редкость и подтверждений тому полно на многочисленных видео в Сети. 
 
В скачках особенно ценится стремление лошади к борьбе, позволяющее одержать победу финишным броском, опередив соперника на считанные сантиметры. Во что это может вылиться для нового владельца бывшей скаковой лошади? Чаще всего – в ту же игру в догонялки во время полевых выез­дов. Однако этот чемпионский запал можно направить и в мирное русло, если заинтересовать лошадь удачным выполнением элементов высшей школы верховой езды или чистым преодолением препятствий. 
 
Куда их всех девать?
 
В нашей стране проблема использования лошадей после окончания скаковой карьеры стоит не так остро как, например, в США. Связано это с численностью испытываемых лошадей. Ежегодно в России испытывается около 2 тыс. голов лошадей всех пород: чистокровной верховой, арабской, ахалтекинской, а также некоторых полукровных. Основную часть, конечно же, составляют чистокровные верховые лошади.
 
В США рождается более 30 тыс. жеребят чистокровной верховой породы в год. Большая часть затем будет принимать участие в скачках. Кроме того, в Штатах проводятся скачки для лошадей арабской породы и квотерхорсов. Заводское назначение получают, разумеется, не все.
 
Как происходит адаптация? При поддержке Жокей-клуба были созданы центры переподготовки, где завершившие скаковую карьеру лошади проходят тренинг под руководством берейторов. Такие центры есть в каждом из штатов. Как правило, прошедшие переподготовку лошади продаются с импровизированных аукционов или в частном порядке. При этом центр продолжает курировать лошадь и нового владельца, помогая советами. Существование центров адаптации завершивших скаковую карьеру лошадей финансово поддерживается за счет отчислений от оборота тотализатора, работающего на ипподромах, и пожертвований от неравнодушных граждан.
 
Один из крупнейших центров Canter уже перерос в сеть. Сегодня в нее входит 18 клубов, где работают с чистокровными верховыми лошадьми, завершившими скаковую карьеру.