Во множественном числе

Во множественном числе

Автор: Александра ЛИЧМАН
Номер журнала: GM №8(193)2019

Для человека не из мира конного спорта статистика многих соревнований может показаться странной. Как это так: спортсменов, например, десять, а результатов в протоколе – больше двадцати? Или еще интереснее – один всадник может оказаться сразу на двух ступенях пьедестала… Но для конников эта ситуация вполне нормальная, ведь в рамках одного зачета часто можно стартовать на двух и более лошадях.

Лошадь и всадник составляют на боевом поле поистине уникальную команду. Ни один другой вид спорта, кроме конного, не предполагает парной работы человека и животного. Эти тонкие взаимоотношения, основанные на доверии и полном понимании, позволяют такому дуэту гармонично использовать силу лошади и интеллект спортсмена. Однако в этой команде человек является лидером и может менять «второго в паре» по своему усмотрению. Если в старт-лист крупнейших турниров по конкуру и выездке до­пускаются, как правило, всадники на одной лошади, то в менее престижных соревнованиях спортсмен может принимать участие на нескольких турнирных партнерах. 
 
Отлично, если все эти лошади – разного уровня. Тогда их выступления будут распределены по турнирному дню, и их спортсмен получит возможность вдумчиво отстартовать на каждой. Сложнее придется всаднику, имеющему несколько равноценных лошадей, на которых он выступает в одном конкурном маршруте или выездковом тесте.
 
Впрочем, такой подход позволяет нанести двойной или даже тройной удар соперникам, итогом которого может стать тактическая победа в соревнованиях. У стартов на двух и более лошадях существуют как преимущества, так и недостатки.
 
Правила
 
Количество лошадей на одного всадника в большинстве турниров не ограничивается. Специальные условия начинают действовать только на соревнованиях высокого уровня. Отдельные правила могут вводить и сами организаторы соревнований – это может быть связано как с количеством мест для постоя приезжающих лошадей, так и с особыми обстоятельствами – к примеру, шоу-маршрутом или ограничением количества участников.
 
На высоком уровне в конкуре и выездке начинают действовать серьезные ограничения. В больших конкурных Гран-при, особенно на коммерческих турнирах, как правило всаднику дается всего одна возможность принять старт. Однако, если общее количество участников невелико, то спортсмен может стартовать на двух и более лошадях. Такая заявка должна быть согласована с судейской коллегией соревнований. Обычно к финальному дню многодневных турниров их участники уже понимают свои шансы и возможности лошадей, поэтому вполне могут выбрать из своих четвероногих партнеров того, кто наиболее подготовлен к главному испытанию.
 
Аналогично складывается ситуация и в выездке. Впрочем, в Кюр всадник обычно попадает на одной лошади. Все финальные программы предполагают участие лучших пар. Таким образом, в Личный приз для детей и произвольные программы, начиная с юношеских езд при стандартном трехдневном графике, допускается всадник только на одной из своих лошадей. 
 
Исключения возможны для членов национальных сборных команд. Для того, чтобы спортсмен мог выступить в Кюре дважды, его тренер также должен обратиться к судьям. В случае, если спортсмен принимает участие, к примеру, в этапе Кубка мира, то в его рейтинг отправится только лучший из показанных результатов. Такие строгие правила уравнивают шансы всех участников.
 
Основные силы
 
Конкуристы гораздо чаще, чем представители выездковой элиты, имеют солидный арсенал турнирных лошадей. Профессионалы от выездки реже меняют партнеров и часто самостоятельно доводят лошадь до Большого приза с самого молодого возраста.
 
Даже признанная королева выездки – немецкая всадница Изабель Верт – на данный момент стартует в основном на трех большепризных лошадях, крайне аккуратно рассчитывая их силы и распределяя своих партнеров по турнирам. Кобылы Белла Роза и Вайегольд и мерин Эмилио составляют основную ударную силу немецкой спортсменки. 
 
Впрочем, и на уровне Гран-при в конкуре основные ставки в сезоне делаются на двух-трех, реже четырех основных лошадей. Самых надежных берегут для крупных стартов. К пику формы лошади подходят уже после 10 лет, и именно в этот момент всадник начинает очень внимательно планировать турнирный график для своей «тяжелой артиллерии». Каждая лошадь требует индивидуального подхода – кому-то требуются месяцы восстановления между сложнейшими стартами, а других поддерживают в форме между большими турнирами, стартуя по легким для лошади высотам. 
 
Младший состав
 
До спорта высших достижений лошадь должна дорасти. В редком случае вся ее спортивная карьера проходит под седлом одного единственного всадника, но это вовсе не означает, что спортсмен ограничен в своих возможностях выбора.
 
В конкуре наиболее многочис­ленной группой лошадей обычно является молодняк. Уже с 4 лет животные начинают выступать на крупных турнирах, а для всадников, особенно тех, кто ориентирован на продажу лошадей, такие старты становятся отличным инструментом для того, чтобы показать молодых копытных спортсменов потенциальным покупателям.
 
На категорию молодых лошадей ориентируются и курс-дизайнеры. В зависимости от возрастной группы, спортивным парам предлагаются посильные задачи. От простого – к сложному, с плавным повышением высоты по мере роста мастерства и увеличения турнирного опыта. 
 
Стартуя на молодой лошади, опытный всадник учитывает множество факторов – обстановку на турнире, окружение и даже порядок старта. Для неопытного коня все может иметь значение. Задача спортсмена на данном этапе – привить лошади позитивное отношение к стартам. 
 
Пугливых лошадей часто просят ставить в начало стартового протокола. Так пара получает возможность спокойно размяться при меньшем количестве лошадей на поле. Перед стартом, уже выйдя на боевое поле, спортсмены активно пользуются временем до старта – показывают лошади поле и самые «страшные» барьеры на нем.
 
Кроме того, стоит планировать «дополнительное время» и для того, чтобы поменять седло. Часто топовые спортсмены имеют одно любимое седло, используемое на нескольких лошадях. В этом случае роль опытного грума становится ключевой – без помощников с несколькими лошадьми любые соревнования станут адом.
 
Аналогично строят карьеру молодых лошадей и профессионалы от выездки. На самом начальном уровне – в возрасте 4 лет – выездковые лошади могут стартовать в группе, демонстрируя судьям аллюры. Такой тест психологически лучше переносится молодым животным, чем «сольное» выступление на манеже. Компания себе подобных обеспечивает моральный комфорт и постепенно знакомит со стартовой обстановкой. 
 
Привилегии групповых стартов восходящие звезды конкура лишены. Имея в зачете для молодых лошадей несколько стартов, конкуристы больше ориентируются на состояние лошадей, чем на свои предпочтения. 
 
При возможности выбирать, каждый использует собственную тактику – кому-то проще «проверить» маршрут на на­дежной лошади и после – стартовать на менее опытной. 
 
Другие предпочитают обратный вариант – сначала выступить на лошади, уверенность в которой меньше, а «на победу» ехать уже, познакомившись с маршрутом или особенностями площадки. 
 
В интересах всадника
 
Особая категория всадников – спортсмены-любители. От самого начального уровня и до уверенной конкуренции в погоне за спортивными званиями любители составляют уверенную и амбициозную прослойку спортивного сообщества, часто имеющую достаточно средств на то, чтобы содержать несколько турнирных лошадей. 
 
Каждый тренер такого всадника выстраивает собственную стратегию стартов, исходя из психологических особенностей спортсмена и надежности его лошадей. Неуверенному в себе человеку может помочь первый старт на «самовозе», после которого, получив позитивный опыт, он сможет качественно выполнить турнирную задачу и на менее опытной лошади. 
 
Влияет ли выступление на первой лошади на последующие результаты? И да, и нет. В таком тонком деле, как отношения всадника и лошади, нет и не может быть универсальных рецептов. Однозначно можно сказать только, что каждый новый старт – это бесценный вклад в копилку общего опыта и для спортсмена, и для его четвероного партнера.
 
_____________________
 
Мария Горбачева, мастер спорта (выездка)
 
В выездке нам нечасто достаются две лошади одинакового уровня, например Малый, Средний №1 или Большой – две лошади такого уровня. Поэтому редко бывает, что взрослый опытный всадник стартует на двух лошадях в одном тесте.
 
Более того, на больших стартах, например, на чемпионате России, не всех допускают на двух лошадях. 
 
Я всегда стартую сначала на лошади, которая «сырая» и менее выигрышная, так как надо примелькаться, посмотреть как судят, посмотреть поле, проехать езду.
 
Я думаю, что результат старта на второй лошади не зависит от того, как ты проехала на первой. Всегда хочется потестить поле. В любом случае – лошади разные, мне вот легче на второй – результаты всегда выше. У меня, конечно, было не много возможностей выступать на двух, но все равно самую сильную лошадь оставляешь всегда на потом. 
 
Если лошади две, то нормальная разминка нужна обеим, ты не можешь разминаться меньше или больше, чем это требуется. 
 
Анна Елисеева, судья МК 4* по выездке
 
В одной езде нам нечасто приходится видеть спортсменов на двух и более лошадях. Обычно в арсенале всадника лошади разного уровня подготовки. Есть ограничения по количеству лошадей – они вступают в силу в главных программах на больших турнирах – этапах и финале Кубка мира, чемпионате Европы, Олимпийских играх. 
 
Результат выступления всадника на первой лошади не должен влиять на то, как судьи оценят его второй старт. У нас есть правило, что мы как будто всех и всегда видим в первый раз, такое правило судейства. Но, конечно, к тем кто дергает за повод или грубо относится к лошадям, отношение хуже, чем к тем, кто едет мягко.
 
Впрочем, хорошее выступление всегда будет оценено по достоинству, а от инцидентов на поле, к сожалению, никто не застрахован.
 
Денис Ротарь, курс-дизайнер МК 2*
 
Как показывает практика, выступая на двух и более лошадях, всадник имеет преимущество. Оно заключается в том, что на первой лошади он лучше знакомится со всеми сложностями маршрута, и, если в первый раз что-то пошло не так, то на последующих у него есть шанс исправить совершенную ошибку.
 
Зачастую на турнирах используется первая лошадь менее опытная для того, чтобы всадник смог лучше пройти маршрут на основной, уже немного «выдохнув». Лично на моей практике это довольно часто работает успешно. 
 
При просмотре маршрута спортсменам надо учитывать возможность использования всех подрезок на маршруте, если он скоростной, или же в перепрыжке, обязательно ознакомиться с дистанциями, чтобы понимать, как двигаться в той или иной связке с поправкой на длину маха галопа каждой из его лошадей. 
 
После первого старта спорт­смен может скорректировать движение по маршруту, что позволит пройти удобнее дуги или прямые дистанции, а также внимательнее отнестись к поворотам. Также, зная лучшее время предыдущих пар, он может попробовать улучшить результат, поскольку на второй лошади всадник часто оказывается в конце стартового листа.
 
Андрей ЛЫСЕНКО, мастер спорта (конкур)
 
Стартовать в один день, и даже на одном маршруте на нескольких лошадях несложно. Подготовленные всадники ведь работают по 6-8 и даже больше голов каждый день. Главное, чтобы на маршруте было достаточно участников, чтобы, пока они стартуют, хватило времени на разминку. Если участников немного, то тебя будут ждать, и возникнет пауза. Подгонять, конечно, не станут, но все равно такая ситуация давит на спорт­смена. Ведь на тщательную разминку для высокого маршрута необходимо около 30-40 минут.
 
Иногда я прошу судей поменять моих лошадей местами после жеребьевки. Всегда ведь приходится учитывать индивидуальные особенности своих партнеров. Например, молодая лошадь может бояться встречных на разминочном поле. Тогда я прошу поставить ее пораньше, чтобы размяться заранее. Конечно, со временем она перестанет бояться, и когда она наберется опыта, уже будет все равно.