Спи, моя радость, усни!

Автор: Ольга ТИГИНА, ООО «Эквимедика»

Проведение операций под общим наркозом у лошадей сопряжено с определенным риском, так как анестезия сопровождается угнетением нормальных физиологических функций, а во многих случаях отягощается патологическим состоянием животного. Даже после успешного проведения оперативного вмешательства под общим наркозом у животного, по статистике 1% лошадей погибает в течение примерно 7 дней с момента операции.
Смертность еще выше при проведении операций у лошадей в тяжелом состоянии (например, при коликах) – приблизительно 10%. Анестезия лошадей осложняется рядом проблем, связанных с темпераментом, полом (племенные жеребцы, жеребые кобылы), возрастом, массой тела и особенностями анатомии. Кроме того, введение в наркоз и выход из него затрудняется тем, что лошадь при возникновении потенциально опасной ситуации впадает в панику и стремится убежать. 
 
Клинический осмотр
При проведении плановых операций необходимо проводить предоперационное обследование животного, в которое входит сбор анамнеза и общеклиническое обследование, впрочем, иногда требуются и дополнительные исследования. Это необходимо для определения степени риска возможного проведения ингаляционной анестезии.
Больше всего врача в анамнезе интересует кашель: был ли он у лошади и, если да, то каков его характер. Дело в том, что влажный кашель с выделениями указывает на повышенную секрецию дыхательных путей. Это может привести к закупорке дыхательных путей во время наркоза, так как подавляется кашлевой рефлекс. Кроме того, многие сердечно-сосудистые заболевания могут протекать незаметно для владельца, однако проявляются незначительными изменениями во время работы: одышка после небольшой нагрузки, отказ от работы, нарушения ритма и частоты дыхания и т.п. Были ли ранее проведены какие-либо манипуляции, связанные с седацией, и какова реакция животного? Обо всем этом врач узнает у владельца животного.
Во время клинического осмотра большое внимание уделяют сердечно-сосудистой и дыхательной системам: исследование пульса, сердечного толчка, аускультации сердца и легких на наличие патологических шумов. Очень важный показатель – венный пульс, так как его изменения могут свидетельствовать о нарушении работы сердца. Осмотр не должен занимать много времени. И все же при проведении неотложных операций под общим наркозом даже такое недолгое обследование невозможно. В таких случаях анестезиолог принимает все возможные меры, чтобы компенсировать тяжелое состояние во время проведения анестезии и поддержать организм животного. 
В случае если во время клинического обследования не выявлено патологий, то сдача анализов мочи/крови материально не целесообразна, ибо ее результаты не влияют на протокол проведения анестезии. Хотя в исключительных случаях после получения результатов анализов бывают выявлены скрытые болезни животного, однако для большинства здоровых животных такие исследования означают нерациональные финансовые затраты, что впоследствии может отпугнуть владельца животного от дальнейшего проведения необходимого лечения. Однако во всех случаях тяжелого состояния животного, в част­ности с симптомокомплексом колик, кровь берут для определения гематокрита и концентрации белков в плазме для последующей оценки степени патологических изменений в организме.
 
Подготовка 
К проведению плановой операции животное готовят заранее: сажают на голодную диету продолжительностью 12 часов. Это необходимо для того, чтобы не спровоцировать разрыв желудка при падении, в момент введения в наркоз, а также облегчить движения диафрагмы и обеспечить достаточное дыхание. Однако доступ к воде может быть свободным. Производят катетеризацию яремной вены (как правило), так как последующая седация и инфузия изотонических растворов связана с внутривенным введением. Также это необходимо для исключения множественного введения препаратов в вену и риска подкожного попадания. Катетер может быть установлен как по ходу тока крови, так и против. 
В нашей стране ветеринарные врачи, как правило, устанавливают катетер по ходу тока крови, это связано с тем, что при таком способе установки возможны инфузии растворов с большой скоростью и объемом. Иные способы введения лекарственных препаратов (внутримышечные, подкожные, пероральные) практически не используются из-за длительного периода достижения необходимого эффекта.  «Оперативное поле» подготавливается также заранее, чтобы уменьшить время пребывания животного под наркозом, при необходимости лошадь расковывают.
 
Добро пожаловать… в наркоз
К процедуре введения лошади в наркоз следует подходить с особой серьезностью. В условиях клиники это проводится в специальном помещении – «мягком боксе». Стены и пол его обиты специальным материалом, который достаточно мягкий для лошади, нескользкий и в случае падения снижает риск получения травмы. «Мягкий бокс» имеет достаточно высокий потолок и таль**. 
Существует множество способов введения лошади в наркоз (седативные препараты начинают действовать, и животное находится в состоянии, когда его можно повалить). Метод повала зависит от условий проведения операции (полевые или стационарные), физиологического состояния животного, наличия или отсутствия травм конечностей (например, переломов), опыта и физической подготовленности персонала. Некоторые операционные построены так, что часть стены с матом может отворачиваться. Таким образом, подведя лошадь вплотную к стене, врач седирует ее, а помощники отворачивают борт стены вокруг лошади, как бы зажимают ее, не давая отходить в сторону. В итоге при повале животное спокойно ложится, будучи зажатым между стеной и бортом, тем самым снижая возможности травмироваться при падении, что также безопасно для персонала. 
Все седативные средства работают лучше всего, когда применяются в спокойной обстановке! Максимального эффекта действие седативных препаратов не достигнет, если животное находится в возбужденном состоянии (стресс, неспокойная обстановка). При использовании большинства препаратов необходимый эффект наступает примерно через 5 минут при внутривенном использовании и через 30 минут при внутримышечном. Все препараты, используемые для премедикации*, вызывают угнетение центральной нервной системы и депрессию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Хотя в таком состоянии уже можно проводить некоторые манипуляции, лошадь необходимо рассматривать в качест­ве потенциальной угрозы как для нее самой, так и для персонала. Таких животных крайне нежелательно перемещать в связи с нарушением координации движений, поэтому премедикацию, как правило, осуществляют в «мягком боксе». При процедуре присутствуют врач-анестезиолог и несколько помощников. Владельцев, коноводов, тренеров и других посторонних людей просят подождать в другой комнате, дальнейший процесс уже проходит без их вмешательства и присутствия.
После того как животное оказывается на полу «мягкого бокса», с головы его снимают недоуздок, врач-анестезиолог устанавливает зевник и интубирует трахею для обеспечения дыхания, подачи кислорода и ингаляционного анестетика. Эндотрахеальная трубка (ЭТТ) имеет эластичную манжету из мягкого силикона, красной резины или пластмассы на дистальном конце, которую раздувают для того, чтобы произвести герметичное уплотнение между трубкой и трахеей. 
Одновременно с этим помощники надевают на конечности специальные путы, для того чтобы можно было транспортировать животное с помощью тали на операционный стол.
Длительное поддержание животного в состоянии наркоза достигается путем использования ингаляционных анестетиков. В нашей стране, как и во многих других, в качестве такого средства используется преимущественно изофлюран. Во время проведения ингаляционной анестезии врач-анестезиолог проводит мониторинг состояния пациента, фиксируя определенные физиологические параметры через равные промежутки времени. Делается это для того, чтобы контролировать глубину наркоза и состояние пациента с реакцией его на анестетики и другие препараты.
Наблюдение за глубиной наркоза необходимо по той причине, что невозможно абсолютно точно предсказать реакцию живого организма на применение тех или иных препаратов и процедур. То есть врачу необходимо подо­брать такую дозу, чтобы обеспечить определенный уровень анальгезии (снижения болевой чувствительности) и миорелаксации (отсут­ствия напряжения мышц) для проведения оперативного вмешательства и при этом постараться как можно меньше «нагрузить» животное препаратами. 
Во время проведения анестезии животное находится под постоянной инфузионной терапией для поддержания адекватного объема циркулирующей крови, так как все препараты, используемые для фармакологической «фиксации» и анальгезии животного, снижают сократительную способность миокарда, вызывают расслабление стенок кровеносных сосудов, снижая давление. Часто бывает необходимо проведение инфузионной терапии до и после проведения хирургического вмешательства.
 
Все под контролем 
Мониторинг во время анестезии включает в себя наблюдение за поведением животного и его рефлексами, а также измерение различных физиологических параметров через определенные промежутки времени. Ниже перечислены параметры, на которые обычно обращают внимание врачи-анестезиологи. 
 
Положение глазного яблока и рефлексы (так как по их реакции косвенно можно судить о глубине наркоза). 
Частота дыхательных движений. 
Пульс. 
Артериальное давление. 
Электрокардиограмма. 
Газовый анализ крови. 
О глубине наркоза судят при оценке всех параметров в совокупности, так как по отдельности они не показывают настоящей картины, потому что величина этих измерений зависит от многих факторов.
 
С возвращением!
По окончании операции животное транспортируют в специальный бокс, где его осторожно опускают на пол, располагая на боку. При этом для предупреждения возможной миопатии переднюю конечность, на которой лежит лошадь, вытягивают чуть вперед. С животным остаются врач-анестезиолог и один, реже два помощника. Это необходимо для того, чтобы продолжить наблюдение за состоянием и в случае экстренных ситуаций принять необходимые меры, а также провести экстубацию (удаление ЭТТ) трахеи. Хотя животное было снято с подачи ингаляционного анестетика, нормальные физиологические функции его в этот период еще не адекватны. И до тех пор, пока врач не убедится, что лошадь может самостоятельно дышать, он находится рядом. Как правило, экстубацию проводят, когда появляется глотательный рефлекс. После этого персонал удаляется из бокса, закрывает его и наблюдает снаружи (через специальное окошко или монитор) за лошадью до тех пор, пока она встанет. В отдель­ных случаях животному требуется посторонняя помощь, чтобы подняться, которая, конечно, при необходимости оказывается.
 
* Премедикация – фармакологическая подготовка к анастезии.
 
**Таль – лебедка для подъема и транспортировки животного на операционный стол.