Полеты во сне и наяву

Полеты во сне и наяву

Автор: Светлана ПАСТУХ, Мария ЖУКОВА, ветврачи ООО «Эквимедика»
Номер журнала: ЗМ №1(114)2012

В жизни каждой лошади бывают ситуации, когда требуется седация, и обычно это очень сильно настораживает и пугает коневладельца. Казалось, раньше всегда подпиливали зубы, грузили в коневоз, проводили ректальное обследование и т.д. и как-то справлялись без всяких уколов. А сейчас каждый врач почему-то хочет делать все эти процедуры под седацией, а наркоз – это же так вредно для здоровья!

Наркоз плохо воздействует на мозг, печень, сердце, перистальтику и т.д. Все это и многое другое врачи могут слышать от коневладельцев сотни, тысячи раз, но все равно настаивают на уколе. Так кому же в этой ситуации более страшно, и кто от чего страхуется, владелец, заботящийся о здоровье своей лошади или врач? Давайте разбираться.

Несколько аргументов «за»

Во-первых, спокойная лошадь безопасна сама для себя, а испуганная – опасна, так как может легко покалечиться, встав на свечку или перевернувшись на развязках. «Закрутка» и все аналогичные меры фиксации причиняют лошади боль, так что вряд ли подходят для продолжительных манипуляций. Кроме того, понервничавшие после различных процедур лошади еще долгое время испытывают стресс, а стресс это не только эмоциональное состояние, как мы привыкли думать. Стресс на уровне организма – это глубокие физиологические и метаболические изменения, крайне пагубно воздействующие на все органы и ткани. Только вдумайтесь, какой большой список состояний может индуцировать стресс, начиная от снижения иммунитета, развития гастрита, энтерита и колита, диареи и заканчивая обострением всех хронических заболеваний, и особенно язвенной болезни.

Во-вторых, напуганная лошадь небезопасна как для себя, так и для всех лиц, ее окружающих, к тому же может повредиться дорогостоящая аппаратура, и кто будет за нее платить?

В третьих, испуганная, агрессивная лошадь вряд ли даст врачу нормально провести манипуляции или обследование, что сразу скажется на качестве его работы, а ведь вы платите за результат и хотите, чтоб вашей лошади помогли хорошо, а не как получится? К примеру, без седации лошади невозможно открыть полностью рот, чтобы осмотреть и подпилить последние коренные зубы, а именно в них и бывает скрыта основная проблема, отражающаяся на приеме корма и нормальной работе с железом. И вообще, может, седация это все-таки не какая-то заморская роскошь, а стандартное проявление гуманности в цивилизованном обществе? И поэтому почти вся современная ветеринария и подразумевает процедуры под седацией, минимизируя при этом страх и болевые ощущения животного? Задумайтесь!

Обязательный осмотр

Состояние седации достигается путем введения седативных препаратов, чаще всего внутривенно. Все препараты для седации вызывают угнетение центральной нервной системы и могут вызывать снижение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Поэтому перед седацией лошадь надо обязательно осмотреть, особое внимание уделить сердечно-сосудистой и дыхательной системе, артериальному давлению и волемическому статусу животного. Риск седации минимален, но как бы низок он не был, седацию всегда должен проводить врач и в случае возникновения осложнений (брадикардия, гипотензия, брадипное) уметь оказать необходимую помощь. Седацию лучше выполнять в тихом и безопасном месте, где уже будут производиться манипуляции, чтобы как можно меньше передвигать заседированную лошадь.

Положительные отличия седации от наркоза

• Седация дает возможность лошади без стресса перенести лечебные и диагностические процедуры, что позволяет ей в дальнейшем доверять человеку и не бояться каких бы то ни было врачебных манипуляций.

• Седация в комбинации с локальной анестезией является безопасной альтернативой наркоза, оказывая на лошадь успокаивающее действие, при этом сохраняя ее в стоячем положении.

• Дозировки препаратов, вводимых во время седации, намного меньше, чем во время общей анестезии, что снижает риск развития побочных эффектов.

• Седация, в отличие от наркоза, не угнетает жизненно важные рефлексы.

• После седации короткий и более благоприятный восстановительный период, чем после наркоза.

Недостатки

• Нельзя применять перед соревнованиями – лошадь будет положительной при допинг-контроле.

• В редких случаях может быть развитие побочных явлений – брадикардия, брадипное, гипотензия.

Седативные препараты

В ветеринарии для седации лошадей в основном используют препараты из двух групп, классифицируемых по их химической структуре. Это группы: агонисты Альфа-2 адренорецепторов и фенотиазины.

I. Группа агонисты альфа-2 адренорецепторов

Явными представителями группы агонистов Альфа-2 адренорецепторов являются ксилазин (Рометар), детомидин (Домоседан), медетомидин (Домитор). Механизм действия этих препаратов основан на связывании их с альфа-2 адренорецепторами. Адренорецепторы – это белки, расположенные на клеточной мембране, которые распознают и связывают адреналин, норадреналин. Адренорецепторы находятся во всех органах и тканях организма, участвуя в регуляции обмена веществ, мышечного сокращения, артериального давления. Альфа-2 агонисты производят ряд фармакологических эффектов центрального и периферического действия. Центральное действие выражается в седации, анальгезии и снижении работы симпатической нервной системы. Периферические эффекты выражены сужением сосудов и снижением выработки инсулина. Влияние этих препаратов на животных хорошо изучено. Лошади прекрасно седируются, принимая позу с опущенной головой. У них снижается двигательная активность и ответ на внешние раздражители (прикосновение, звуки и визуальные стимулы). Степень седации зависит от дозы препарата (чем выше доза, тем сильнее выражена атаксия*). Альфа-2 агонисты дают хороший обезболивающий эффект у лошадей с повреждениями мягких тканей и коликами.

После введения этих препаратов вначале развивается артериальная гипертензия, однако она проходит уже через минуту. В некоторых случаях может быть снижение сердечного выброса и развитие нарушений ритма сердца, поэтому так важно, чтобы до седации лошадь была осмотрена врачом. Сердечно- сосудистая патология не является прямым противопоказанием к седации, а просто требует другого дозирования препаратов, а также премедикации, то есть заблаговременного введения ряда фармакологически активных средств, нивелирующих неблагоприятные последствия седативных.

Все седативные препараты также снижают перистальтику желудочно-кишечного тракта, но у лошадей это проявляется в легкой степени и длится совсем не долго. У большинства лошадей начало действия препаратов после внутривенного введения наступает быстро, за 3-5 минут. Средняя продолжительность седации после введения Альфа-2 агонистов колеблется от 15 минут до 1 часа и зависит от вида препарата, его дозы, а также от индивидуальной чувствительности лошади. Животные с подвижным темпераментом, особенно чистокровные породы, гораздо более устойчивы к воздействию препаратов и им требуются повышенные дозировки, тогда как флегматичные, холоднокровные породы восприимчивы сильнее.

Все Альфа-2 агонисты подвергаются в организме биотрансформации в печени и далее, их безопасные метаболиты фильтруются почками и выводятся с мочой. Так что через 50-75 мин после внутривенного введения от этих препаратов в организме практически ничего не остается, и, вопреки бытующему мнению, никакого пагубного влияния на внутренние органы и мозг не происходит.

II. Группа фенотиазинов

Представителем группы фенотиазинов является ацепромазин (Ветранквил, Комбистресс, АСП). Фенотиазины действуют как антагонисты допаминовых нейромедиаторов. Допаминовые рецепторы находятся в мембране нервных клеток. В дополнение к антидопаминэргической активности, фенотиазины также антагонисты Альфа-1 адренорецепторов, гистаминовых рецепторов Н1 и рецепторов серотонина. Препараты группы фенотиазинов оказывают на лошадей преимущественно успокаивающий эффект. Под их действием лошади также опускают голову и снижают двигательную активность, но реагируют при этом на шум, тактильные, болевые и визуальные раздражители. Поэтому фенотиазины не очень подходят для седации агрессивных и легко возбудимых животных. Также все эти препараты не дают обезболивающего эффекта, а поэтому не используются при болезненных манипуляциях.

Фенотиазины могут понижать кровяное давление и снижать систолическую функцию сердца. Также эти препараты могут вызывать пролапс пениса, и этот эффект длится значительное время (при высоких дозах до 10 часов), а поэтому их с осторожностью рекомендуется вводить жеребцам-производителям.

Фенотиазины можно вводить внутривенно, внутримышечно или перорально, регулируя, таким образом, степень и время их воздействия на организм. Так, после внутривенного введения действие препарата начинается через 20-30 минут и может продолжаться до 3-4-х часов, тогда как применение таблетированных форм или пасты дает более отсроченный во времени эффект (начало действия через 30-60 мин и продолжительность до 6-8 часов). Что касается побочных эффектов в виде пролапса пениса и снижения кровяного давления, то они незначительны при введении препаратов внутримышечно или перорально. При внутривенном введении надо максимально точно рассчитывать дозу, так как лошадь иногда может так расслабиться, что запросто упадет.

Вообще, при использовании любых седативных средств внутривенно крайне важно уметь их правильно вводить. Нередки ситуации, когда при пункции вены в верхней трети шеи можно случайно попасть в сонную артерию. Внутриартериальное введение препаратов сопровождается, как правило, резким коллапсом, падением и последующими судорожными явлениями, что в принципе само по себе хотя и несмертельно, но может стать причиной тяжелейших травм у лошади (переломы, сотрясения и т.п.). Так что будьте внимательны, и без назначения врача не используйте эти средства, так как еще в древности Парацельс сказал: «Все есть яд, и все есть лекарство, и только мера определяет разницу»