В состоянии раскола

В состоянии раскола

Автор: к. с-х. н. Марина ПОЛИТОВА
Номер журнала: GM №2(187)2019

У лошади чипы! Услышав это, покупатель часто сразу теряет интерес к дальнейшим переговорам. А продавец задумывается об операции. Ветеринары утверждают, что некоторые чипы совершенно не сказываются на здоровье. А племенные союзы закрывают доступ в разведение животным, у которых эти осколки обнаруживаются, к примеру, в коленном суставе.

На три буквы
 
Остеохондроз (ОС) и рассекающий остеохондрит (OCD) – это заболевания опорно-двигательного аппарата, встречающиеся, кстати, и у человека. Диагноз ОС ставят, если наблюдаются незначительные изменения (трещины, например) в хрящевой ткани кости. Если же кусочки хряща отделяются от кости и отвердевают – те самые «чипы» или по-научному «диссекаты», – то говорят уже об OCD. 
 
От того, в каком суставе располагается чип и его подвижности, зависят и последствия: в ряде случаев осколок может заблокировать сустав и вызвать внезапные резкие боли. Следствием может стать полная непригодность лошади для верхового использования. 
 
Но главный вопрос, который задают себе заводчики, – наследуются чипы или нет? С одной стороны, практикующие ветеринарные врачи, проводящие операции по удалению чипов у лошадей, давно заметили, что в ряде линий эта болячка встречается гораздо чаще. С другой стороны, до сих пор не удалось установить конкретный ген, отвечающий за это нарушение обмена веществ (окостенение хрящевой ткани). Сегодня остеохондроз считается мультифакториальным заболеванием, поскольку доказано также влияние кормления, содержания, гормонального статуса, травм и биомеханических процессов. 
 
Родом из детства
 
OCD – невоспалительное нарушение роста и дифференциации хрящевой ткани, затрагивающее хрящ и субхондральный слой. Под действием разных факторов хрящевая ткань утолщается, ее питание ухудшается, при этом утолщенные участки подвергаются механическим раздражениям, в результате частички хряща могут отколоться (полностью или частично). Часто встречаются чипы в коленном, скакательном и путовом суставах. 
 
Наиболее активно хрящевая ткань лошади развивается в первые месяцы жизни (подробно мы рассказывали об этом в статье «Когда желудь спелый» в GM № 3 (179) 2018), но к годовалому возрасту темп роста существенно замедляется. В этом смысле остеохондроз – детская болезнь, последствия которой могут сохраняться до конца жизни. Заболевание начинается у новорожденного жеребенка, а возможно – еще и в утробе матери. 
 
Если чип находится близко к краю суставной поверхности и не меняет положения, то дело обходится без боли и хромоты. Если же диссекант располагается по центру или смещается, лошадь внезапно начинает сильно хромать. Окостеневший чип, заметный на рентгене, может располагаться в полости сустава или оставаться соединенным с суставной капсулой. 
 
Пока рост и развитие костей не завершены, еще есть надежда на восстановление хрящевой ткани. Уже к двум годам такие «детские» осколки в суставах могут прирасти за счет окостенения зон роста костей. То есть, если повезет, то чип пройдет сам собой. Причем, это подтверждается и статистикой.
 
Важные вещества, положительно влиющие на эти процессы: кальций, фосфор, магний, медь, цинк, марганец, витамины D и К. Но важно и не переборщить: избыток цинка в сочетании с кадмием может привести к ОС-подобным изменениям. 
 
Для многих заводчиков рентгены в 2 года являются стандартом. Заподозрить чипы можно, если у лошади внезапно появляются наливы: хромоту чипы могут и не давать. Но чаще всего «находка» бессимптомно доживает до предпродажного обследования. 
 
Что говорит наука? 
 
Тема остеохондроза волновала ученых давно. Уже с 1969 по 1986 год в клинике Свободного университета Берлина были подвергнуты рентгенологическому обследованию скакательные суставы 1190 стандартбредных рысаков. У 12,4 % обнаруживались признаки рассекающего остеохондрита. В те времена не было возможности для артроскопии, поэтому лошади так и бегали с чипами. Ученые под руководством лейпцигского исследователя Вальтера Брема сравнили работоспособность лошадей без признаков OCD и лошадей с чипами по показателям количества стартов/побед, занятых мест, выигрыша и резвости – в двух-, трех-, четырехлетнем возрасте и пожизненно. И достоверных различий не было обнаружено. Впрочем, лошади на беговой дорожке несут только собственный вес, а вот на ноги верховой лошади падает гораздо большая нагрузка. 
 
Позже группа исследователей из Орхусского университета (Дания) с 2004 по 2016 год собирали данные по рентгенам лошадей датской полукровной породы. Г. Ровер, П. Мадсен, К. Кристиансен, М. Хольм и М. С. Лунд оценили снимки 3013 верховых лошадей и обнаружили признаки ОС в путовых суставах задних ног (10 %), реже – в коленных суставах (2-3 %). 
 
В 2001 году масштабный продолжительный эксперимент был проведен в Германии при поддержке Ганноверского союза. В нем принимали участие ученые из Ветеринарного университета Ганновера (кафедры селекции и генетики животных и кормления), Университета Георга-Августа в Гёттингене (кафедра животноводства и генетики домашних животных) и ветеринарной клиники при Свободном университете Берлина. Исследовались 687 жеребят и их матери. Ежемесячно оценивались показатели роста, кормления и содержания, рент­геновские снимки путовых и скакательных суставов жеребят в возрасте от 5 до 8 месяцев и их матерей. 403 жеребенка повторно оценивались по рентгенам в возрасте 2 лет (см. инфографику ниже). 
 
Оказалось, что 32,6 % жеребят и 26,2 % молодых лошадей – OCD-позитивны. Чаще всего встречаются чипы в путовом суставе: 19,5/16,6 %, соответственно. Нарушения хрящевой ткани в скакательном суставе обнаруживались у 11,1 % жеребят и 10,4 % двухлеток. Коленный сустав подвергается остеохондротической напасти реже: чипы здесь обнаруживаются у 7,2 % жеребят и 2,2 % двухлеток. 
 
Исследования голландских ученых подтвердили, что обнаруженные у жеребят OCD в коленном и скакательном суставах уже к возрасту 10 месяцев могут не обнаруживаться. Зато поражения хрящей в коленном суставе, которые сохранились до возраста 8 месяцев, а в скакательном – до 5 месяцев, остаются с лошадью до конца жизни. 
 
В среднем распространенность OCD в полукровных популяциях оценивается в 25 %, а наследуемость – 0,06-0,34 (то есть вероятность проявления в первом поколении от 6 до 34 %).  Исследователи из Университета Утрехта установили: если хотя бы один из родителей имеет повреждение хряща скакательного сустава, то в 50 % у потомка заболевание тоже проявится. Однако у 37 % жеребят с изменениями в суставе родители были «чисты». 28 % потомков с поврежденной хрящевой тканью в коленном суставе также страдают от этого недуга. Но если родители не имеют изменений в суставах, то и у потомства признаков таких повреждений не обнаруживается. 
 
В описанных выше исследованиях Ганноверского союза, наследуемость чипов в путовом суставе оценивалась в 0,1-0,2, а в скакательном – в два раза выше. 
 
Между OCD в путовом и в скакательном суставах обнаружена отрицательная корреляция: если поражен один, то не поражен другой сустав. Лишь в исключительных случаях поражены бывают хрящи в обоих суставах. Иначе говоря, наследственность чипов в суставах должна рассматриваться отдельно. А вот между работоспособностью и склонностью к остеохондрозу не обнаружено зависимости. 
 
Корень зла
 
Остеохондроз – многофакторная болезнь, и наследуемость ее достаточно низка. В первую очередь «виноваты» внешние факторы. 
Скорость роста. Лошади, которые растут очень быстро и достигают крупных размеров, более уязвимы для заболевания, поскольку питание костей и суставов не успевает за ростом, а масса слишком велика. Такое нередко случается при интенсивном выращивании. 
 
В 1993 году была обнаружена положительная корелляция между OCD в скакательном суставе и живой массой при рождении у лошадей рысистых пород. Исследования на голландской полукровной породе (1999) показали, что у жеребят с высокой скоростью роста чаще обнаруживаются изменения хрящей. Ученые сделали вывод, что породы с интенсивным ростом более чувствительны и «окно» возможной компенсации процесса OC у них закрывается раньше. А вот у медленно растущих пород пони, например, OCD обнаруживается значительно реже. 
 
В исследованиях Ганноверского союза 2003 года жеребята с остеохондротическими изменениями в путовых суставах были легче, чем жеребята без таковых, а жеребята с OC в скакательном и коленном суставах, напротив, тяжелее сверстников. Это еще один аргумент в пользу гипотезы о разном механизме возникновения OCD в разных суставах. Однако прямой связи между абсолютной массой и проявлением остеохондроза нет. 
 
Кормление. Избыток массы и повышенная скорость роста вследствие скармливания высокопитательных концентратов, белковый перекорм и избыток сахаров ведет к «закислению», что, с одной стороны, способствует отложению кристаллов кислоты в суставах, а, с другой стороны, нарушает процессы минерализации костей. Способствуют этому нарушению неправильное кальций-фосфорное соотношение (идеал 1,5:1), дефицит меди, марганца.
 
Немецкая исследовательница А. Вильке доказала, что выпас на нормальном пастбище гарантирует обеспечение молодняка энергией и протеином. Скармливание дополнительных богатых сахарами и протеинами кормов ведет к белковому перекорму и ожирению, кроме того, к нарушениям костного обмена приводит нехватка кальция, фосфора, меди, марганца и витамина D.  
 
Подкормка может понадобиться в неблагоприятных условиях или во второй половине лета: на злаковых травостоях с огрубевшей массой обнаруживается дефицит магния и кальция, в то время как фосфора животные получают достаточно. 
 
Влияние кормления объясняется и эндокринологией: при избытке поступившей энергии возникает гипергликемия и гиперинсулинемия, ведущие к нарушению энхондральной оссификации – это доказано в ходе экспериментов. 
 
Предрасположенность к нарушению обмена веществ может вызвать применение антибиотиков, кортизона и ряда других медикаментов. 
Движение и травмы. Моцион (неограниченный выпас) создает достаточное раздражение для здорового роста костной, хрящевой тканей, суставов, связок и сухожилий. Рожденные в начале зимы жеребята имеют определенные преимущества на аукционах и керунгах, зато первые недели жизни они вынуждены проводить в денниках из-за плохой погоды, они имеют меньший моцион по сравнению с младшими одногодками, которые, начиная с мая, выходят на пастбище вслед за матерями почти сразу после рождения. Поэтому одна из рекомендаций – содержать кобыл и жеребят группами, особенно при ранней выжеребке. При групповом содержании жеребята, как правило, активнее двигаются и не испытывают недостатка в моционе. Важно помнить, что дефицит движения молодняка не может быть компенсирован тренингом. 
 
Нельзя достоверно ни подтвердить, ни опровергнуть влияние травм на возникновение OCD. В голландском исследовании 1999 года было доказано, что тренинг не влияет на час­тоту поражений хряща. К тому же многие поражения подвергаются ремиссии, не доходя до клинической стадии. 
 
Очевидно, предупредить развитие остеохондроза и появление чипов можно в процессе выращивания молодняка – корм­ление и содержание входит в зону ответственности заводчика. А вот «управление генетической предрасположенностью» – дело племенных союзов. 
 
На уровне селекции
 
Образцом борьбы с генетической предрасположенностью к остеохондрозу является Королевский студбук полукровных лошадей Нидерландов (KWPN). Еще в 2012 году была опубликована оценка наследуемости жеребцов относительно ОС на основе обновленной системы сбора информации: случайным образом отобранные из ставки жеребца потомки проходили рентгеновское обследование в возрасте 11-14 месяцев, результаты его обрабатывались статистически. 
 
Подход у голландцев практичный: развитие ОС у лошади всего на четверть объясняется генетикой, но зато его появление ведет к практически полной потере продуктом рыночной ценности. 
 
Когда-то в разведение допус­кали жеребцов, имевших признаки OCD: например, Бреттон Вудс 2006 года рождения от Джонсона и Бордо (от Юнитеда). У обоих класс рентгенов С – «чипы» обнаружены в правых скакательных суставах. Примечательно, что при ветчеке Бордо в шведской полукровной породе он был «чист». 
 
В 2016 году голландцы пошли дальше и внедрили индексную оценку генетической предрасположенности к OCD в сравнении со средней по популяции: GFW OC показывает, выше или ниже шансы у потомства жеребца иметь чипы в сравнении со средней лошадью студбука. 
 
Дело за геномом 
 
Молекулярная биология позволяет идентифицировать участки генома, которые могут быть связаны с проявлениями OCD. Тот факт, что в значительной степени проявление этого нарушения определяется факторами внешней среды, практически исключает возможность обнаружения конкретного «виновного» гена. Хотя для ряда заболеваний (например, синдрома «фарфоровых жеребят» WFFS) это именно так, и делает возможным разработку теста для определения носительства. 
 
В 2003 году немецкая исследовательница Катрин Лёринг обнаружила на 13 хромосомах 27 локусов количественных признаков (quantity trait loci, сокр. – QTL), достоверно связанных с повреждениями хрящевой ткани: 6 из них – у животных обоих полов, 9 – у жеребчиков, 12 – у кобылок. При этом QTL для OC/OCD путового сустава и скакательного сустава находились на разных хромосомах. На основании этой работы был разработан микросателлитный тест для лошадей. Дальнейшим шагом будет определение генов-кандидатов, которые могут быть ответственными за нарушение образования хряща, и разработка генетического теста. 
 
Геномный анализ требует привлечения достаточного большой выборки, существенных затрат на радиологическое и молекулярно-генетическое обследование. Зато геномный индекс позволит заблаговременно оценить генетическую предрасположенность и учесть ее в содержании, и при отборе в разведение. 
 
Если будут обнаружены маркеры, связанные с предрасположенностью к OCD, необходимо будет установить и их связь с другими хозяйственно-полезными качествами, чтобы в борьбе с незначительной генетической предрасположенностью не выкинуть из популяции ценные гены. 
 
Все равно лучше удалить
 
Стоит помнить, что остеохондроз не является болезнью сам по себе: не всегда обнаружение OCD ведет к клиническому диагнозу. К тому же, у молодых лошадей это очень динамичный процесс – в фазе роста у жеребенка можно обнаружить рент­генологические нарушения, которые впоследствии полностью пропадают. 
 
«При обсуждении проблематики OCD создается впечатление, что о здоровье лошади можно в любом возрасте судить по рентгеновским снимкам, – комментирует представитель Вестфальского союза д-р Фридрих Мараренс. – Но выставлять оценки жеребятам на основании рентгенов было бы ошибкой. С точки зрения использования лошади гораздо большие существенные ограничения накладывают травмы сухожильно-связочного аппарата, шпат. И прежде чем начать оценивать молодняк по OCD, следует провести научные исследования, например, о влиянии диагноза на долгосрочные перспективы в спорте». 
 
Тем не менее, большинство голландских хирургов советуют удалить чипы для предупреждения травмы суставных поверхностей. Своевременная операция во многих случаях позволяет предотвратить негативное влияние диссеканта на сустав, а на восстановление после артроскопии уходит около 6 недель.