Из Храма искусств – под солнце древнего острова

Из Храма искусств – под солнце древнего острова

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №9(133)2013
Фото: Янина АНЦУЛЕВИЧ

Процесс создания произведения искусства, особенно в живописи и скульптуре, по праву приравнивают к волшебству. А если объектом творчества является лошадь, художник неминуемо проникается красотой этого великолепного создания и испытывает совершенно неповторимые эмоции. Эта статья посвящена двум уникальным местам на Земле – Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге и итальянскому острову Сардиния, которые этим летом объединили… лошади.

Российская академия ху­­дожеств (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина), расположенная в величественном здании на берегу Невы, была учреждена в 1757 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Изначально уровень художественного образования здесь был высочайшим не только для России, но и по европейским меркам. Лучшие выпу­скники после окончания основного курса отправлялись на «пенсионер­скую» (оплачиваемую государством) стажировку в Италию. Большинство великих мастеров отечественной живописи, скульптуры и архитектуры, такие как К.П. Брюллов, А.А. Иванов, В.И. Суриков, В.А. Се­­ров, И.Е. Репин, М.И. Козловский, С.С. Пименов, П.К. Клодт, В.И. Баженов, А.Д. Захаров, – воспитанники этой Академии. 
 
 
Сейчас она представляет собой огромный комплекс, включающий в себя научно-исследовательский музей, выставочные залы, научную библиотеку, церковь, а также старинные художественные мастерские. 
 
Обязательный предмет
 
Изучению лошади в Российской академии художеств всегда уделялось особое внимание. Ведь в искусстве, после изображения человека, она занимает второе по популяр­ности место. Для подробного изучения лошадей еще в XIX веке в Академии была открыта мастерская батальной живописи. Это большое стеклянное здание, расположенное в Академическом саду, к которому пристроена собственная конюшня. В ней по-прежнему за счет государства содержатся несколько лошадей разных пород и мастей. Эти четвероногие «натурщики» обладают очень покорным нравом и специально обучены часами спокойно позировать студентам, стоя между мольбертами и натюрмортами под ярким светом софитов. 
 
Возможность рисовать спокойно стоящую живую лошадь с натуры в теплой и освещенной мастерской – одно из неоспоримых богатств Ака­демии художеств. Содер­жа­щиеся здесь лошади дают учащимся и преподавателям возможность создавать исторические или сказочные сюжеты, сцены деревенской жизни, а также выполнять современные конные портреты, праздники, парады и просто обогащать композицию. А для скульптора лошадь имеет особенное значение, когда речь заходит о конном монументе или просто пластической композиции.
С 2003 года, согласно приказу декана скульптурного факультета И.Б. Кор­неева, постановка с лошадью внесена в обя­­зательную программу обучения у студентов-скульпторов второго курса.
 
 
Конное сердце Сардинии
 
Танка Реджа – старинный конный завод, расположенный в самом центре острова, являлся и является главным центром коневодства на Сардинии. История Танка Реджи тесно связана с историей самого острова, сменившего множество правителей и находившегося под влиянием испанцев, австрийцев и, наконец, итальянцев. Она пережила многочисленные подъемы и падения, от процветающего сильного хозяйства 
к руинам, и наоборот. 
 
В XVI веке в Танка Редже выращивались лошади для испанского королевского двора. В XVII веке в хозяйстве была создана уникальная сардинская порода лошадей.
 
С 1988 года здесь располагается Институт коневодства Сардинии.Сейчас на территории хозяйства находятся около 250 голов лошадей арабской, англо-арабской породы, а также лошадки местной породы Джара, пони Сарчидано и Джараб (арабо-джарские помеси). Недавно Инсти­тут коневодства занялся выведением нового сардинского пони, скрещивая небольших лошадок породы Джараб с Уэльским пони. В исторической час­ти хозяйства сохранились постройки конца XVI – начала XVII века. Танка Реджа в настоящее время является весьма современным конным центром, оснащенным крытым манежем, троеборной трассой, двумя конкурными полями (с травяным и песочным грунтом), шпрингартеном, а также конгресс-центром, лекторием для проведения теоретических занятий и другими необходимыми постройками.
 
 
Хронология путешествий
 
Есть еще одна прекрасная традиция в этом Храме искусств – летняя творческая выездная практика, которая дает студентам возможность выбраться за пределы Академии для получения новых впечатлений и бесценного опыта. На практике студенты должны изучить основные породы и их использование, пропорции тела, зависящие от породы. На занятиях по пластической анатомии художники знакомятся с особенностями скелета и мускулатуры лошади.
 
Инициатором возобновления выездной конной практики, традиции которой уходят еще в дореволюционную эпоху, стал профессор скульп-
турного факультета Академии художеств В.Н. Соколов. С 1970 года студенты первого и второго курсов отправлялись в Терский конный завод, на Пятигорский ипподром, под Псков. После распада СССР на несколько лет выездная практика прекратилась вплоть до 2000 года. Тогда удалось отправить студентов на конеферму «Ковчег» (Ленинградская область). В 2002 году была организована выдающаяся поездка в Хреновской конный завод, а с 2005 по 2012 год студенты выезжали на практику во ВНИИ коневодства.
 
В 2013 году из-за резкого повышения цен на гостиницу во ВНИИ коневодства, в которой проживали студенты, поездку пришлось отменить. 
Помощь студентам-художникам пришла… из Сардинии. Руководитель выездной конной практики Янина Анцулевич смогла организовать поездку студентов на этот остров. У Янины сложились хорошие отношения с сотрудниками Института коневодства Сардинии, на базе которого она после окончания Академии продолжила вести свою творческую деятельность. От директора этого института – Раффаеле Керки – поступило предложение принять студентов Академии в качестве гостей в одном из стариннейших хозяйств Сардинии – Танка Редже. Это предложение было радостно встречено и одобрено ректором СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина С.И. Михайловским. В результате благодаря совместным усилиям удалось организовать летнюю практику для 12 студентов с факультета скульптуры в самом сердце Средиземноморья! Организация этого грандиозного проекта осуществилась буквально в течение недели, необходимое финансирование (государственное) было получено, и молодые скульпторы отправились в увлекательное приключение. К слову, оплатить поездку студентов на один из самых востребованных на планете туристических центров оказалось дешевле, чем во ВНИИ коневодства в Рязанской области... 
 
Приезд студентов-скульпторов из России был отмечен вниманием местной прессы
 
Главное приключение лета
 
Июль является самым богатым месяцем на Сардинии по части конных мероприятий. Благодаря Янине, которая, помимо размещения, смогла организовать еще и трансфер студентов по острову, ребятам удалось посетить многие из них. Несколько дней они провели в городе Седило на празднике Святого Константина, римского императора, в честь которого в этом городе 6 и 7 июля проводится ритуальная скачка под названием Ардия, собирающая ежегодно десятки тысяч зрителей. Спустя две недели в этом же городе студентам удалось посмотреть красочные парильи – сардскую «джигитовку», а на следующий день – другой конный праздник Оттава. В городе Оргозоло, студентам удалось посетить «ковбойские» соревнования, где трем всадникам необходимо было отделить трех бычков с определенным номером от всего стада и загнать их в отдельный загон. Кроме всего перечисленного, на территории самой Танка Реджи проводились различные мероприятия и выставки лошадей, а также соревнования по прыжкам на свободе в шпрингартене. 
 
Ритуальная скачка Ардия, которая проводится в городе Седило, ежегодно собирает десятки тысяч зрителей
 
После окончания практики в Культурном центре «КАИТТА»,  находящемся в городе Альгеро, была организована отчетная выставка произведений, выполненных за этот короткий период. Выставка продлилась всего три дня, но за это время ее посетило огромное количество людей. Большую поддержку в организации выставки оказал президент центра «КАИТТА» – Джузеппе Кадони. 
 
Когда в товарищах согласие есть
 
Сегодня мы редко можем рассчитывать на помощь государства, даже в такой области – что особенно печально, – как образование. Однако, оказывается, бывают подобные чудеса и в настоящее время, и поездка наших студентов на Сардинию – яркий тому пример! 
Как часто самые полезные начинания разбиваются о стену бюрократии, безразличия со стороны вышестоящих организаций и отсутствия финансовой поддержки. Как правило, наткнувшись на подобные преграды, люди, вдохновленные светлой идеей, опускают руки. О поездке на конную практику на Сардинию, не говоря уже о такой богатой «культурной программе», студенты Академии художеств могли только мечтать. Но, как выяснилось, благодаря грамотной организации, поддержке со стороны того, кто ее должен оказывать в соответствии со своей должностью, богатым связям и, пожалуй, везению возможны даже такие невероятные проекты. 
 
Спасибо всем, кто оказал помощь в организации этой бесценной практики для наших студентов!