Байга: выживет сильнейший

Байга: выживет сильнейший

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: ЗМ №11(112)2011

Жестокий спорт или древняя забава, кровавое зверство или естественный отбор по принципу «выживает сильнейший», – все это байга – традиционное национальное развлечение народов Казахстана, Узбекистана, Татар­ста­на, Башкирии и Киргизии. 

У этих скачек есть множество поклонников, но и противников не меньше, а все дело в том, что они никого не могут оставить равнодушным.
 
Сила молодости
 
На Новой площади в центре Алматы застыли мальчики верхом на лошадях – символ молодости и будущего Казахстана. Они сделаны из бронзы, гранита и бетона и как нельзя лучше передают дух кочевого народа. Если же вам захочется увидеть всадников вживую – добро пожаловать на байгу, традиционную скачку тюркских народов по пересеченной местности. В байге могут участвовать только дети или подростки, которые скачут на лошадях без седла с максимально возможной скоростью. Победителей ждет всеобщий почет, уважение и ценные призы.
 
Спартанский подход
 
Раньше скакать в байге лошади начинали рано – с года – и проходили дистанцию в 2-3 км. На данный момент в мероприятиях, которые носят статус официальных, годовички участия не принимают, однако фактически скачут довольно часто. 
 
«У меня жеребенок 6 месяцев, но крупненький, – рассказывает владелица лошадей в Казахстане. – Многие подходят и говорят: Ах, какой будет тайчик, выставишь в год?» В основном в байге используются лошади чистокровной верховой породы, ахалтекинской породы и их помеси, например, англотекинцы, а также кустанайцы, иногда дончаки и буденновцы. Для участия в байге лошадей нередко привозят даже из-за границы: Ирландии, Англии, Франции, Америки, Польши, России. Как правило, это животные, не показавшие себя в гладких скачках и получившие второй шанс прославиться в байге. Однако такие лошади редко становятся чемпионами – к байге животных готовят особо: например, лошадей «сушат», то есть работают на выносливость в жару в толстых попонах, сгоняя лишнюю воду и жир, мало поят.
 
Километры жизни
 
Изначально скачки проводили на дистанциях от 8 до 50 км, однако в настоящее время аламан-байгу на 50 км отменили из-за большого процента гибели лошадей. До финиша доходили единицы – лишь 2-3 лошади из шестидесяти, но даже те редкие «счастливчики» часто погибали уже по окончании скачки, не выдержав перенапряжения. На самом деле, лошади местных пород могли преодолеть 50 км без потерь, но при этом заметно уступали чистокровным верховым в скорости, и выигрыш «уплывал» из рук их владельцев. Соответственно, на байгу стало попадать все больше чистокровок, которые показывали лучшие результаты, но в силу особенностей породы отдавали на дистанции все свои силы, загоняя себя до смерти. В СССР классификационными дистанциями по байге были 7, 12 и 16 км – по ним присваивали разрядные нормативы, а семикилометровая байга являлась обязательной дистанцией на Всесоюзных конноспортивных соревнованиях совхозов, колхозов и конных заводов. Сейчас самые популярные дистанции – 11, 17 и 21 км; для иноходцев 7-8 км. Так, в сентябре на Алматинском ипподроме прошли скачки, посвященные Дню города, среди которых были кунан-байга на дистанцию 9 км, топ-байга на дистанцию 15 км и аламан-байга на дистанцию 21 км. В скачке на 21 км участвовали 29 лошадей (нередко количество участников переваливает и за полсотни), лишь 8 из которых дошли до финиша. Как уже было сказано ранее, участвовать в байге могут только дети или подростки. Даже если хозяин лошади находится в отличной спортивной форме, для скачки ему придется подыскать мальчика вместо себя. Местные говорят, что это не проблема: для ребенка это почетно, вдобавок всадник получает вознаграждение от хозяина. Дети обычно скачут без седла; в классической байге из амуниции допустимы только обычная трензельная уздечка и камча.
 
Дань традициям
 
Байга – главные национальные соревнования тюркских народов, без которых не обходится ни один большой национальный праздник. На крупную байгу съезжается весь Казахстан и жители соседних бывших Союзных республик. Государство всячески поддерживает эту традицию: каждый уважаемый человек имеет лошадь, которая скачет на байге. Так, один человек выставил свою чистокровную верховую лошадь для гладких скачек на байгу. На вопрос «зачем» он ответил, что если не повезет лошадь на байгу в аул, где родился, старики этого не поймут. Таким образом он должен отдать дань уважения обычаям предков, роду и семье. Байга открывается приветственным словом организаторов или уважаемых аксакалов. Проводят скачки как на ипподроме, так и на местности, которую предварительно стараются выровнять трактором и придать ей некое подобие круга. На дистанцию участников выводят сопровождающие на поседланных лошадях. На старте они следят за тем, чтобы лошади двинулись одновременно, а потом стоят через равные промежутки дистанции, чтобы в случае травмы своевременно оказать помощь. Победителей ждут ценные призы: как правило, это дорогие автомобили и оргтехника. 
 
Кровавый предел
 
Травматизм на байге – тема отдельная. Из-за того, что в процессе тренинга лошадь «высушивают», во время скачки она буквально «сваривает себя заживо». Так, байгу проводят при любой погоде, и даже температура воздуха +50°С не считается причиной для ее отмены. «При такой жаре лошади сильно и быстро обезвоживаются, большинство отказывается бежать или начинает шататься на половине дистанции, мно­гие просто падают, – рассказывает владелица байговой лошади. – Чтобы проверить, можно ли спасти лошадь, ей вскрывают вену и пускают кровь. Если вместо крови идут сгустки, то лошадь в большинстве случаев падет, поэтому ее режут. Если после сгустков идет нормальная кровь, то вероятность выжить еще остается. Однако самым действенным способом проверки жизнеспособности служит разрезание языка: если кровь есть – животное выживет, если нет – остается только облегчить ее страдания». Кроме того, на дистанции лошади развивают скорость под 50 км/час, и чем дистанция короче, тем выше резвость (на 11 км лошади скачут на пределе возможностей). Соответственно, не выдерживает сердце, ломаются кости, рвутся сухожилия. От травм не застрахованы даже звезды: так, на вышеупомянутой байге в честь Дня города фаворит на повороте сломал ногу, и его пришлось зарезать. Всадники, в отличие от лошадей, травмируются гораздо реже: в основном, если лошадь гибнет на дистанции, не успев снизить скорость – тогда ломают руки, ноги, ключицы. Но иногда даже падать не обязательно – травму можно получить и в ходе скачек. Мальчик, пришедший первым на байге в честь Дня города на дистанции 21 км, повредил колено, и его несли на награждение на руках.
 
Скачки кончились
 
В завершение всего хочется сказать несколько слов о дальнейшей судьбе байговых лошадей. Известно, что век скаковой лошади недолог: после завершения карьеры она (при наличии ценных кровей) отправляется работать производителем/маткой или же попадает на бойню. Некоторым везет – они находят новый дом и учатся жить по-другому, в качестве «хоббиков». Однако реабилитировать лошадей после байги крайне сложно. Во-первых, это, как правило, животные, травмированные на 90%. Во-вторых, на любое скопление массы людей или лошадей такая лошадь реагирует мгновенным «стартом». В-третьих, байговые лошади привыкли бежать очень долго и очень быстро, и если вы не родились в седле, физически выдержать это достаточно тяжело. В-четвертых, на такую лошадь не посадишь обычного ребенка (ребенок на спине воспринимается лошадью как начало байги) и не поездишь без седла (ассоциация та же). Наконец, эти лошади обладают целым «букетом» психических проблем. «Очень часто таких лошадей как бы «перемыкает», – рассказывает Ирина. – У нас был случай, когда лошадь не могла остановиться и бросилась в пропасть, благо мальчишка успел спрыгнуть».
 
Естественный отбор
 
Какой бы она ни была, байга – национальная традиция тюркских народов. Участвовать в байге почетно – таких лошадей охраняют и берегут, а кличку хорошей байговой лошади передают из уст в уста. Да, эти скачки не обходятся без смертей и искалеченных лошадей, но для кочевого народа, который всю жизнь занимался разведением скота в суровых условиях скудных пастбищ, это оправдано – выживает сильнейший. ЗМ
 
Редакция «ЗМ» благодарит частную владелицу лошадей Ирину из Казахстана за предоставленную информацию.