Завоевать мир: наступление немецких студбуков

Завоевать мир: наступление немецких студбуков

Автор: Елена ЗОБОВА
Номер журнала: GM №6(173)/2017

Главный принцип всех без исключения немецких полукровных студбуков – производить благородную лошадь, способную к блестящему исполнению требований олимпийских видов конного спорта. Для этого лошадь должна обладать естественным импульсом, силой, просторными, эластичными движениями, техничным прыжком, добронравным характером и уравновешенным темпераментом. Такой должна быть идеальная верховая лошадь.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день Германия является одной из ведущих коневодческих стран мира. Этому способствуют планомерная работа по совершенствованию спортивных качеств лошади, развитая инфраструктура и вековые традиции коневодства и конного спорта.
 
В рейтинге WBFSH за июль 2017 года ганноверская и ольденбургская породы занимают второе и третье места в выездке, голштинская порода – третье место в конкуре, голштинская и ольденбургская породы – второе и третье места в троеборье. И хотя лидирующие позиции заняты другими европейскими полукровными породами, наступление немецких студбуков по всем фронтам очевидно, а качество предлагаемых ими лошадей говорит само за себя.
 
Для того чтобы осознать масштабы наступления, необходимо привести немного статистики. На конец 2016 года на территории Германии было зарегистрировано 3185 жеребцов-производителей полукровных спортивных пород, 53 151 племенная кобыла и 24 269 жеребят. На аукционах племенных союзов Германии в 2016 году было продано 909 верховых лошадей по средней цене 23 569 евро. Общий оборот этих аукционов составил 21 424 476 евро. На Олимпийских играх – 2016 в Рио-де-Жанейро из 223 лошадей, включая запасных, 70 зарегистрированы в немецких студбуках, что составляет 31,4%. Пять золотых медалей, пять серебряных и семь бронзовых (37,8%) из 45 возможных завоевали лошади немецкого разведения: из них – девять в выездке, шесть в троеборье, две в конкуре.
 
Плавильный котел немецкого коннозаводства
 
В Германии есть несколько полукровных пород с многолетней историей создания и совершенствования – ганноверская, голштинская, тракененская, ольденбургская, вестфальская, мекленбургская, бранденбургская. Ганноверская, голштинская и тракененская породы создавались в королевских конюшнях для нужд кавалерии и примерно с середины XIX века начинают оказывать облагораживающее влияние на все полукровное коневодство Германии через разветвленную сеть сельских депо жеребцов, которые обслуживали крестьянские хозяйства.
 
В 60-х годах ХХ века использование генетического потенциала ганноверской, голштинской и тракененской пород в совершенствовании полукровных лошадей других регионов Германии привело к созданию региональных спортивных лошадей, идентичных по происхождению, но имеющих различные наименования, которые они получили по имени земельных союзов Германии: баден-вюрттембергская, баварская, гессенская, рейнландская, тюрингская и другие. Племенные союзы всех земель Германии ответственны перед государством за развитие коневодства и совместно с государственными инстанциями координируют племенную работу на основе законодательства в рамках земель и страны в целом.
 
На лицензированиях жеребцов в Германии, включая и ганноверскую породу, становится очевидным прилитие все больше и больше «чужой» крови – Ганноверский союз, например, использует голштинских, голландских и французских жеребцов. В остальном же полукровном коневодстве Германия подходит к той черте, когда останется лишь немецкая верховая лошадь – сотрутся, в генетическом плане, границы между региональными породами. Возрастает влияние ганноверской и голштинской пород, но при этом снижается генетическое разнообразие – в родословных немецких лошадей часто встречаются потомки одних и тех же жеребцов. Каждый конезаводчик хочет получить жеребенка от самого популярного жеребца, для того чтобы продать подороже, и таким образом все лошади постепенно приходят к одному общему знаменателю.
 
Экспансия ганноверцев
 
Ганноверская порода играет важнейшую роль в облагораживании современной полукровной лошади Европы, особенно велико ее влияние в выездке. Ганноверский союз на сегодняшний день создал самую обширную и успешно функционирующую всемирную сеть друзей и заводчиков ганноверской лошади; по всей планете экспортируется сперма и оказывается не только теоретическая, но и практическая помощь. Такая экспансия является результатом успешных продаж ганноверских лошадей на аукционах за последние несколько лет. Во многих странах у Ганноверского союза имеются хорошо налаженные контакты, и владельцы лошадей всегда могут обратиться в союз с любым вопросом. Часто они хотят быть частью ганноверской «семьи», но маточное поголовье в некоторых странах, например, в Испании, в Италии и в России, слишком мало для создания дочерних организаций, поэтому этим странам была предложена возможность прямого членства в Ганноверском союзе. 
 
Голштинцы – порода для своих
 
Для защиты своих позиций в мировом конкурном рейтинге и сохранения индивидуальности Голштинский союз, в отличие от своих соседей, не стремится увеличивать маточное поголовье, не поощряет продажу спермы своих жеребцов-производителей «кому попало», а также воздерживается от создания дочерних организаций по всему миру, предпочитая обслуживать конезаводчиков в основном в пределах земли Шлезвиг-Холштайн. Ассоциации голштинских лошадей есть в США и в Австралии, но они живут своей жизнью, имеют свою систему отбора лошадей, свои племенные планы, Голштинский союз не контролирует их деятельность, а лишь дает рекомендации. В породе есть уникальные маточные семейства, каждое из которых имеет свой номер, по которому можно проследить многолетнюю историю голштинской породы. Кобылы из Франции, Голландии, ганноверские или вестфальские кобылы, какими бы выдающимися они не были, в студбук не регистрируются. Если заводчик хочет пройти отбор и записать свою голштинскую кобылу в студбук, то он должен привезти ее на испытания в Шлезвиг-Холштайн, и никак иначе. Так было, есть и так будет! Отношение к «чужим» жеребцам более лояльное, но все-таки допуск к разведению получают лишь такие отлично зарекомендовавшие себя в спорте и проверенные по качеству потомства, как, например, французский верховой Quidam de Revel (Jalisco B x Nankin). Вообще, предпочтение отдается жеребцам из Франции, что вполне закономерно, так как голштинская порода генетически очень близка французской верховой, в родословных немецких лошадей встречаются громкие имена «настоящих французов» – Cor de la Bryere и Alme, а селекция в обеих породах ведется исключительно на прыжковые качества. Французские конезаводчики в свою очередь весьма успешно используют кровь голштинских жеребцов, например, Cumano (Cassini I x Landgraf I) Canturo (Cantus x Calando I), Contendro (Contender x Reichsgraf) и Catoki (Cambridge x Silvester).
 
Тракененцы: не гонитесь за красотой
 
Тракененская порода, пожалуй, самая распространенная: Тракененский союз имеет дочерние организации по всему миру. Следуя принципу чистопородности, главный прием племенной работы – это скрещивание с чистокровной верховой и арабской породами. На пути развития тракененской породы в Германии было много сложностей и крутых поворотов. В 1970-х годах политика разведения привела к ложной цели – красоте внешних форм. Все больше и больше заводчики тракененских лошадей концетрировались на «красивых лицах», безупречных конечностях в ущерб двигательным и прыжковым качествам. В конце 1970-х годов лишь немногие заводчики осознали, что эта проблема может оказаться серьезнее, чем ситуация с тракененской породой после Второй мировой войны; они ужаснулись, осознав, что большую популярность приобрели жеребцы со слабой линией верха, негнущимися в запястных суставах передними конечностями и как следствие этого настильными движениями, а также нежеланием работать под всадником. Когда эти «модные» жеребцы отказывались работать, то во всех бедах винили всадника: «Он не способен ездить на такой особенной и чувствительной лошади, как тракененская!» С тех пор заводчики полукровных пород больше не интересовались жеребцами из Тракенена в качестве улучшателей, как это было прежде. Количество тракененских лошадей в спорте, особенно в конкуре, катастрофически уменьшалось на фоне роста представителей вестфальской, ольденбургской, ганноверской, рейнской пород. В 90-х годах ситуация с тракененской лошадью все-таки изменилась в лучшую сторону: медленно, но верно стали появляться успешные лошади, особенно в выездке и в троеборье, а элитный жеребец Gribaldi (Kostolany x Ibikus), успешно выступавший на турнирах уровня Гран При под седлом голландского всадника Эдварда Гала, имеет лицензию на разведение практически во всех полукровных породах Европы. Его потомки также успешно выступают на всевозможных соревнованиях, лишний раз доказывая, что тракененскую породу еще рано списывать со счетов.
 
Конкурировать с немцами? Сложно, но можно
 
Очень сильное влияние полукровные породы немецкого корня оказали и продолжают оказывать на спортивных лошадей Голландии, Бельгии, Дании, Швеции. Для того чтобы конкурировать с индустрией немецкого спортивного коневодства, эти страны наращивают и качественно улучшают свое маточное поголовье, при необходимости покупают не случайных жеребцов, а победителей керунгов, призеров крупных международных соревнований и их наиболее выдающихся потомков или ближайших родственников. В противном случае, руководствуясь принципом «третий сорт – еще не брак», существует риск стать просто рынком сбыта для продукции немецкого коннозаводства среднего и ниже среднего качества, как это уже произошло с латвийской породой, в чьих родословных легко обнаружить предков современных ольденбургских лошадей.
 
Куда же идет селекция?
 
Генетическая основа ганноверских, голштинских, вестфальских, ольденбургских и других полукровных пород Германии, кроме тракененской, в настоящее время становится все более однородной. Эти породы имеют общие линии и общих производителей. Однако жеребцов, оказавших значительное влияние на эти породы, не так уж и много. Их имена повторяются из родословной в родословную; на этих жеребцов инбридируются новые поколения спортивных лошадей. И все же многие заводчики против создания единой немецкой верховой лошади и считают, что необходимо сохранять региональные племенные союзы, уже давно ставшие брендами. Как между заводчиками, так и между племенными организациями существует множество различий – у них разные программы разведения и разные философии разведения. Возможно, в будущем число племенных союзов Германии сократится, но произойдет ли это в ходе естественного эволюционного процесса или согласно строгому немецкому плану, покажет время. 
 
Нам же сегодня стоит поучиться у немцев их планомерной работе по сохранению и улучшению национальных пород, созданию государственной инфраструктуры поддержки отечественного коннозаводства и умению перенимать лучшее из чужого не в ущерб своему.