Мир в деталях: эклектика национальных подходов

Мир в деталях: эклектика национальных подходов

Автор: Анна КАРПОВА
Номер журнала: GM №3(170)/2017

В любом виде спорта существуют традиционные, выверенные годами подходы и методы, опирающиеся на достижения выдающегося спортсмена или тренера, спортивного сообщества или целой нации, – такие подходы принято называть школами. В конном спорте также часто говорят о школах, чаще всего национальных, ведь за долгую историю взаимодействия с лошадью каждая страна выработала свой уникальный стиль в военном деле, культуре охоты, а позже и на спортивной арене. Сегодня мы расскажем вам об австрийской, немецкой, французской и португальской конных традициях, а в качестве экспертов выступят именитые спортсмены и тренеры.
Маленькая наследница европейского господства
 
Сегодня, когда речь заходит о конноспортивных школах и традициях, мало кто вспоминает такую страну, как Австрия, тем более что по итогам ХХ века ее стало принято ошибочно считать «немецкой дочкой». Сразу заметим, австрийцы никогда не согласятся с таким определением, они с гордостью подчеркивают свою самобытность и уникальность, и это, конечно же, не лишено оснований.
 
На долгом протяжении европейской истории Австрийское королевство привыкло к господствующему положению, ведь границы Австро-Венгерской империи простирались от Саксонии и Пруссии на севере до берегов Адриатического моря на юге. Австро-Венгрия успешно вела войны, перенимая лучшие достижения завоеванных территорий. Императорская семья и придворная знать обожали охоту. Именно это и повлияло на формирование уникальных традиций верховой езды, многие из которых сохраняются до сегодняшнего дня.
 
Знаменитая Венская школа верховой езды отличается ювелирным мастерством взаимодействия всадника и лошади. Процесс тренинга направлен на поиск взаимопонимания между человеком и животным и на поддержание этой гармонии вне зависимости от обстоятельств и задач. Здесь все пронизано стремлением к совершенству: даже учеников Венской школы принципиально набирают из кандидатов без опыта верховой езды, ведь прежние ошибки могут пагубно сказаться на процессе обучения и достижения взаимного доверия между всадником и лошадью. Лошадь не должна бояться боли или принуждения, и тогда природная красота ее движений не будет испорчена поддельной фальшью форсированных элементов, а животное станет полноправным партнером по спорту, разделяющим стремление всадника к победе.
 
Об особенностях современной подготовки спортивной лошади, практикуемой в Австрии сегодня, нам рассказала спортсменка сборной России по конкуру, мастер спорта международного класса Наталья Белова, чьим наставником является шеф сборной Австрии Маркус Валлисхаузер:
 
Наталья Белова на Апсет де Синк Шен
 
«В Австрии прыжковые тренировки бывают очень разнообразными. Когда между соревнованиями много времени, то основная его часть уделяется гимнастическим упражнениям. Таким образом улучшается пластичность лошади без увеличения физической нагрузки на лошадь. Вне зависимости от уровня всадника на тренировках обязательно отрабатывается посадка. К примеру, ставится всего лишь один невысокий барьер с подсказками, который нужно преодолеть несколько раз. Уже ближе к соревнованиям всадник и тренер переходят к занятиям на контроль лошади. В этом случае обычно ставится маршрут либо отдельные связки, которые прыгают несколько раз с постепенным увеличением высоты. По мере освоения маршрута очередность барьеров меняется, создавая таким образом „новые“ условия для лошади и всадника. Иногда одну и ту же связку нужно преодолеть несколько раз, но с разным количеством галопов. Такая тренировка отлично дает понять, насколько хорошо всадник владеет лошадью и готова ли пара к выступлениям».
 
Национальная уникальность как смысл побед
 
Португальская традиция тренинга лошади сложилась под влиянием требований военного времени. Подготовка лошади к службе в кавалерии, или Gineta, со временем утратила актуальность, но не прекратила своего существования, – лошадей стали готовить к боям с быками. Сегодня коррида запрещена в Португалии, и всадники на арене демонстрируют ловкость и маневренность лошади, не подвергая ее риску и не причиняя боли быку. Многие методы подготовки лошади для боев с быками используются и в работе в рамках классической спортивной выездки, претерпевающей в португальской школе сильное барочное влияние. 
 
Мария Каэтана и Хирипити
 
Жоао Линси, профессиональный тренер: «В первую очередь мы стремимся сохранить чувствительность лошади – она должна реагировать на команды при малейшем воздействии шенкеля, корпуса или повода, причем сохраняя общий ритм, скорость реакции и послушание. Во-вторых, мы стремимся сохранить красоту движений, присущую нашим национальным породам от природы: амплитудные пассаж и пиаффе, летящие менки, пружинистые пируэты также важны для нас в работе, как и классические левады и каприоли. Наши всадники национальной сборной, вопреки общемировым тенденциям, весьма консервативны и стремятся тренироваться и выступать на лошадях национальных пород. И пусть мы точно знаем, что природная конституция не позволит им получить высокие оценки за прибавленный шаг, но наши пассажи и пиаффе всегда приводят судей в восторг, а успешные выступления становятся отличной рекламой национальной породе лошадей».
 
Чувство и контроль
 
О немецкой школе нам рассказал российский спортсмен, мастер спорта международного класса Владимир Белецкий, более 15 лет проживший в самом сердце конной Европы:
 
«В немецкой традиции работы спортивной лошади очень большое внимание уделяется дрессуре: подчинению всаднику, умению спортсмена контролировать лошадь на протяжении всего маршрута или езды. Обратите внимание на лошадей под Кристианом Альманом или Марко Кутчером – сразу бросается в глаза, насколько собраны эти лошади, как они движутся по маршруту, сгибаясь во всех углах и поворотах. Этот классический немецкий стиль достигается благодаря практически ежедневному выездковому тренингу лошадей во всех дисциплинах. У таких топов классической немецкой школы, как Франке Слоотак и Майне Кетер, лошади выезжены практически на уровне Среднего приза. Это „старое поколение“ отличалось полным контролем лошади на езде – более плотной посадкой, идеальной дисциплиной в ведении лошади по маршруту. Сегодня молодое поколение всадников (Маркус Эйнинг, Даниэль Дойссер) демонстрируют более легкую посадку, но по сбору лошади и общему впечатлению легко узнать старую школу в новом ее видении. Дело в том, что в Германии спортивное коннозаводство очень чутко реагирует на требования рынка. Даже за те годы, что я прожил и тренировался в Германии, на моих глазах изменился квалитет спортивных лошадей, – потребители хотели видеть лошадь более легкую, управляемую и маневренную, и заводы создали с помощью селекции именно такой продукт. Это сняло с всадников часть задач по контролю лошади и позволило им облегчить стиль езды».
 
Даниэль Дойсер на Корнет де Амур
 
Тем не менее по сей день немецкая школа полностью отражает принцип Deutsche Disziplin – в тренинге лошади для немцев нет мелочей – любые детали тщательно прорабатываются, добиваясь чуткой реакции на воздействие шенкеля, поддержания импульса, правильного прохождения поворотов. Классическое немецкое образование берейтора включает в себя обязательный серьезный курс выездки, даже если спортсмен выбрал конкурную специализацию. При этом никакие прежние заслуги не идут в зачет: когда Филлип Вайсхаупт, будучи уже известным топом мирового уровня, обратился в школу берейторов в Варендорфе для подтверждения своего сертификата, ему пришлось в общем порядке сдавать квалификационные тесты на школьных лошадях, – никаких поблажек даже для чемпионов! 
 
Казалось бы, такая отлаженная годами система должна работать на любом «материале», – стоит только овладеть основными методами тренинга, однако, это не так. Не стоит забывать, что применение средств и методов немецких мастеров не даст положительного результата без чувства лошади. Более того, попытка подчинить лошадь полному контролю, не чувствуя ее, может подавить животное, заставить его замкнуться и сильно навредить психике потенциального партнера по спорту. Все всадники немецкой школы взращивают в себе чувство лошади и прислушиваются к нему ежедневно. Именно этот тандем контроля и чувства лошади дает результат, известный на весь мир».
 
Гармония противоречий
 
В традициях французской выездки существуют две различные школы: школа Французской Академии Верховой езды в Самюре и школа Франсуа Боше.
 
Самюрская школа – родина знаменитого Cadre Noir – также известна как Версальская школа и берет свое начало со времен Ренессанса, когда традиции создавались такими мастерами, как Плювинель и де ла Гюриньер. Эти знаменитые всадники обучали своих последователей проводить лошадь «от задних ног», то есть задействовать активность задних ног лошади ради того, чтобы привести ее в повод, а затем и в сбор. Таким образом создавались баланс и легкость движений лошади, но главным принципом оставалась и остается именно прямолинейность движения. Всадник должен быть готов к тому, что временно лошадь может переносить чуть больше давления в повод, прежде чем тренинг придаст ее движениям сбалансированность и легкость. В принципе, похожего базового подхода придерживается и немецкая школа. 
 
Кевин СТАУТ на Ревер де Хуртебиз
 
Второй известный французский метод называется «школой Боше» благодаря своему создателю – Франсуа Боше, мастеру выездки, жившему в XIX веке. В отличие от мастеров эпохи Возрождения, стремящихся к прямолинейности как базовому принципу, Боше не хотел преодолевать сопротивление, прежде чем лошадь «придет в повод», и пытался достичь «легкости в руке» с самого начала. Боше давал лошади много упражнений на сгибание, добиваясь гибкости челюсти и затылка на остановке. Лишь после этого он переходил к отработке движения вперед. 
 
Генерал кавалерии Алекси-Франц Ле’Отт совместил эти два подхода, создав тем самым классику современной французской школы, наиболее распространенной во Франции на сегодняшний день. Современные всадники заставляют лошадь «прийти в повод» с помощью прямолинейного движения вперед, но при этом уделяют большое внимание таким упражнениям на гибкость, как плечо внутрь, уступка шенкелю, откидывание зада и повороты на переду, принимания и пируэты на шагу. Если немцы традиционно больше работают на рыси и галопе, используя полуодержки для баланса лошади и сокращения рамки, то французы уделяют больше времени работе на шагу, сгибая лошадь различными упражнениями.
 
В целом, что в выездке, что в конкуре, французы используют более легкий контакт и посадку, даже при работе над прямолинейностью. При этом на езде всадники могут вообще прекратить любое воздействие на лошадь, оставляя ей возможность двигаться так, как ей комфортно, и проявить свои способности столь долго, насколько это возможно. Также в противовес постоянному контролю немецкой школы французы предлагают применять средства управления изолированно: в каких-то случаях воздействует шенкель без повода, в каких-то – повод без шенкеля, – еще Франсуа Боше заявлял, что именно этот принцип дает наилучший результат.
 
Мария Бибикова: «Я тренируюсь во Франции уже несколько лет. До этого я была знакома с немецкой школой, а начинала спортивную карьеру в России, что позволяет мне на собственном опыте почувствовать разницу методов и подходов. Во Франции моим наставником был Мишель Робер, а сейчас я тренируюсь с Джулианом Эпаяром. По сравнению с немецкой системой, французы придерживаются более легкого принципа воздействия на лошадь: облегченная посадка, отсутствие присущего немцам жесткого контроля, поощрение движения лошади вперед, легкий контакт со ртом лошади, плотный контакт шенкеля, а не шпоры.
 
Мария Бибикова на Антонисе
 
Обычная тренировка начинается с рыси на свободном поводе, опуская голову лошади вниз, далее свободный галоп на легком поводе и облегченной посадке. После этого на галопе всадник садится в седло и работает на сгибание лошади в плечах и отработку боковых движений. Одна из важнейших целей тренировки – расслабление лошади. Мы не прыгаем на тренировках высокие маршруты, но концентрируемся на соблюдении одинаково высокого темпа движения по дистанции, поддержании ритмичного галопа, работе над техникой прыжка. Лошадь должна толкаться вверх, работать плечами и правильно обрабатывать каждый барьер, сохраняя общий ритм движения. Дело в том, что на турнирах во Франции устанавливается крайне жесткий контроль времени, и чтобы проехать „нулем“, нужно ехать каждый конкур как скоростной: любая борьба с лошадью, неповиновение и попытки подчинения „крадут“ драгоценные секунды, так что мы ищем ту „золотую середину“, тот легкий контакт, не сковывающий естественный импульс лошади и позволяющий технично проходить все повороты и дистанции, не теряя общего ритма движения».
 
Конечно, это лишь несколько деталей из многоцветного пазла картины мирового конного спорта, и в следующих номерах мы постараемся дополнить его новыми деталями и новыми историями из разных концов Света!