Тибетские скачки

Тибетские скачки

Автор: Лиза ПАВЛОВИЧ
Номер журнала: GM №4(171)/2017

Тибетские горы – величественны, загадочны и неприступны. Их скалистые вершины, возвышающиеся среди облаков, манят художников, философов и туристов со всего мира. В августе, когда скудная растительность начинает цвести, горы становятся еще прекраснее, обретая новые краски и запахи. Именно в это время проходит ежегодный конный фестиваль, на который съезжаются лихие наездники из ближайших округов. Тысячи палаток устилают обширные пастбища высокогорья, где тибетцы в красочных традиционных костюмах соревнуются в скачках на скорость, стрельбе из лука и джигитовке. Две недели продолжается традиционный конный фестиваль в Нагчу, северной префектуре Китая.
Историческая справка
 
Большая часть тибетского горного массива, сформировавшегося в неолите 50-60 млн лет назад, находится на территории современного Китая. 
 
Новейшая история Тибета достаточно трагична. С 1959 года Тибетский автономный район, или Сицзан, входит в состав КНР (Китайская Народная Республика). Сразу после захвата Тибета Китаем тут начались массовые восстания, которые были жестоко подавлены. Хотя правительство Китая пообещало коренному населению сохранение культуры, языка и традиций, подавление восстания сопровождалось массовыми репрессиями, казнями, уничтожением культурного наследия и религиозных святынь. Вплоть до настоящего времени не утихают попытки коренного населения обрести независимость: последние массовые беспорядки произошли в 2008 году. Вопрос сохранения национальной тибетской культуры и традиций стоит очень остро, поскольку политика китайского правительства была направлена прежде всего на ассимиляцию тибетцев.
 
Тибетцы
 
Коренное население Тибета ведет традиционный образ жизни. Живут общинами, ведут оседлый, полуоседлый или кочевой образ жизни. Среди ремесел у тибетцев развитие получили гончарное ремесло, ткачество, литье из бронзы и меди, резьба на камнях и на дереве.
 
Что интересно, до середины ХХ века тибетское общество оставалось практически закрытым и обособленным от остального мира, жившим в полуфеодальном общественном строе с элементами крепостного права.
 
 
Лошади
 
Порода лошадей, которую используют народы Тибета, – нэнфэн, или тибетский пони. Нэнфэн – близкий родственник монгольского пони, индийских спайти и бутия (одна из древнейших пород лошадей Индии), в редких случаях возможна примесь китайского пони, хотя на сегодняшний день тибетцы следят за чистотой крови, стараясь не допускать появления «кровленых» лошадей. Тибетские пони небольшие, в холке достигают максимум 125 см, но по своей силе и выносливости не уступают мулам. Они с легкостью преодолевают большие расстояния по узким горным тропам. Кочевники используют нэнфэнов как в качестве вьючных лошадок, так и в качестве ездовой лошади. Именно верхом на нэнфэнах они состязаются в скачках и джигитовке.
 
Первые упоминания о нэнфэне можно найти в записках знаменитого путешественника Марко Поло о его путешествии в Китай.
 
Тибетские скачки
 
Летом, когда расцветает степь, зеленая трава наливается соком, отары овец откормлены, а стада лошадей и яков многочисленны, кочевники пригоняют молодняк на самобытные ежегодные конные фестивали, которые обычно проходят в августе и длятся 5-15 дней. Своим размахом и масштабностью среди остальных отличаются скачки в Тибетском автономном районе Нагчу.
 
На скачки собираются кочевники: они приезжают верхом на конях или яках или приходят пешком, распевая народные песни, и в короткие сроки в Нагчу вырастает целый палаточный город. В честь фестиваля надеваются лучшие наряды, достаются лучшие украшения, ведь скачки проходят лишь раз в году, а «большие» скачки и того реже, раз в 3 года. 
 
 
Различают выступления в скачке на скорость и выступления наездников-эквилибристов. Скачки могут быть как на дистанцию в 100 м (на скорость), так и на несколько километров (испытание на выносливость). Состязания джигитов включают стрельбу из лука на полном скаку, поражение цели, рубку, поднятие на скаку длинного ритуального шелкового шарфа хадака, подношение вина и др. 
 
На скачках отсутствуют строгие правила состязаний и царит весьма привольная атмосфера. Также проводятся народные состязания в перетягивании каната, поднятии валунов, а с наступлением сумерек зажигаются костры, люди водят хороводы, поют и пляшут. На кострах готовится традиционная тибетская кухня: пшеничные лепешки и блюда из риса, много овощей. Фестиваль для тибетцев – время праздности и романтики. Для них этот праздник важнее тибетского нового года!
 
Инвестиции в традиции
 
Зрелищность и уникальность тибетских традиций привлекают в Нагчу не только туристов, но и инвесторов. В последнее время скачки приобрели всенародное значение, и правительство КНР поддержало инициативу тибетцев, решив таким образом поднять экономику района. Привлечение туристов всегда выгодно сказывается на государственной казне. 
 
 
К сожалению, сегодня Наг-чу не может удовлетворять всем прихотям туристов, избалованных сервисом Европы: отелей в Нагчу нет, и туристу приходится  или оставаться в палатке, наравне с кочевниками, или снимать номер в Лхасе – ближайшем к Нагчу городе. Провести ночь в палатке на высоте примерно 4500 м над уровнем моря – опыт довольно экстремальный для неподготовленного туриста: на такой высоте воздух очень разрежен и нехватка кислорода может вызвать горную болезнь.
 
Достопримечательности 
 
Тибетские горы – сердце буддизма, священное место силы, хранящее тайны многих древних цивилизаций и религий. Сюда приезжают в поисках высшего смысла и сакральных откровений. Множество монастырей в горах, построенных монахами, остаются закрытыми для непо­священных и по сей день. Однако некоторые храмы гостеприимно распахивают свои ворота перед любопытными туристами. Например, прилетев в Лхасу, можно посетить три монастыря в непосредственной близости к городу. Это монастыри Дрепунг, Сера и Ганден.
 
Монастырь Дрепунг, находящийся в 8 км к западу от центра города, был основан в 1416 году. В 1530 году при втором Далай-ламе внутри монастыря был построен дворец Ганден, который стал резиденцией Далай-ламы. Лишь в 1647 году Далай-лама переехал в Лхасу во дворец Потала, где до сих пор находятся останки второго, третьего и четвертого Далай-лам. Дрепунг был одним из крупнейших монастырей мира. В отдельные времена в нем обитало до 10 тыс. монахов, но в настоящее время здесь всего лишь около 500 монахов. 
 
 
Заглянуть внутрь себя
 
Скачки в Нагчу – это что-то совершенно потрясающее,  даже для избалованного туриста. В Нагчу нет пятизвездочного сервиса, нет услужливого англоговорящего персонала, нет даже Wi-Fi, зато там сохранился дух традиций. Вы словно перемещаетесь из современности в мир древних завоевателей, скакавших по степи на маленькой выносливой лошадке. Поэтому, если вы чувствуете, что где-то глубоко внутри вас живет маленький монгол, который не хочет сидеть в офисе, а горит желанием покорять время и пространство, то поездка сюда будет для вас тем самым приключением, способным изменить вашу жизнь.