В поисках чудо-лошади

В поисках чудо-лошади

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №5(172)/2017

Найти будущую звезду скаковой дорожки дело отнюдь не простое. Видео и фотографии не дают полной картины, а поездка по конным хозяйствам – вещь утомительная и дорогостоящая. Именно поэтому все больше коневладельцев и заводчиков предпочитает приобретать молодняк на аукционах, что уже давно стало за границей общепринятой практикой. Где же можно приобрести хорошую скаковую лошадь, совершив таким образом выгодное капиталовложение?
Вековые традиции «Тэттерсоллс»
 
Сотни аукционов чистокровных верховых лошадей проводятся ежегодно практически в каждой стране мира, но своеобразным эталоном скаковой индустрии являются такие аукционные дома, как «Тэттерсоллс», «Кинилэнд» и «Мэджик Миллионс». «Тэттерсоллс» считается крупнейшим аукционом скаковых лошадей в Великобритании и Ирландии. Там этот бренд сравним по популярности с «Роллс-Ройсом», и многие британцы гордятся им как национальным достоянием. В прошлом году знаменитый аукционный дом отпраздновал 250 лет со дня основания, то есть с того дня, как его основатель, Ричард Тэттерсолл, покинул ферму своего отца в Ланкашире, чтобы продавать лошадей в лондонском Гайд-Парке. Первым приютом «Тэттерсоллс» стали несколько комнат, принадлежащих Жокейскому клубу в Гайд-Парке, затем торги переместились в Найтсбридж-Грин, прежде чем обосноваться в Ньюмаркете. Компания по-прежнему остается иконой аукционного стиля и чуть ли не головой отвечает за качество продаваемых лошадей. В 1965 году под руководством своего тогдашнего председателя Кен Уотта фирма переехала в Ньюмаркет в специально построенные помещения Парк Пэддокс, состоящие из нескольких сотен конюшен, офисов, ресторана и оранжереи.
 
Совершенство в деталях
 
Ринг, где демонстрируют лошадей, представляет собой римский амфитеатр и одновременно напоминает сад в загородном поместье с идеальными розовыми кустами и аккуратно подстриженными газонами. В центре всего этого великолепия – беседка с каменным куполом, увенчанная бюстом Джорджа IV и расположенной в центре лисой. Эту лису с поднятой лапой можно увидеть на логотипе фирмы. Эдмонд Махони, нынешний председатель «Тэттерсоллс», является большим любителем лошадей и одинаково хорошо исполняет свои обязанности как в качестве оценщика молодых чистокровок, так и в качестве бизнесмена. Его цель – управление компанией, где в основе – вековые традиции, ставшие причиной такого успеха. Ежегодно «Тэттерсоллс» выставляет на аукцион порядка десяти тысяч чистокровных лошадей в Ньюмаркете (Англия) и Ко Мис (Ирландия), куда съезжаются покупатели из более чем пятидесяти стран мира. Торги проходят пятнадцать раз в год. Лошади, представленные на аукционе, прибывают из ведущих конюшен мира (более пятидесяти стран) и по-прежнему оцениваются в гинеях (1 гинея = 1,05 фунта стерлингов = 77 рублей). 
 
На аукционе «Тэттерсоллс»
 
Обороты «Тэттерсоллс» год за годом продолжают расти: скаковой гламур – увлечение королей и королев – вечен, и не зря четверо победителей Дерби за последние десять лет были приобретены именно здесь. Аукцион постоянно устанавливает рекорды: например, в феврале этого года за 480 тыс. гиней (приблизительно 36,5 млн рублей) с молотка ушел победитель ирландского стипль-чейза, мерин Флеменшилл. На майских торгах этого года 11 лотов превысили шестизначную отметку, а общий оборот торгов составил 6 млн 152 тыс. 800 гиней за 204 проданных лота. Ключевые показатели доходности аукциона также растут: совокупный доход по сравнению с прошлым годом увеличился на 110%. В 2016 году на торги было выставлено 6 тыс. лошадей, из них 4 тыс. 929 продано, а  годовой доход аукционного дома составил 265,519,379 гиней.
 
Детский сад для чемпионов
 
Ведущим в мире аукционным домом по продаже чистокровных верховых лошадей является «Кинилэнд», расположенный в Лексингтоне, Кентукки (США). Семьдесят семь победителей Бридерс Кап, девятнадцать победителей Кентукки Дерби, двадцать один победитель Прикнесс Стэйкс, восемнадцать чемпионов Бельмонта, пять победителей Эпсомского Дерби и восемнадцать лошадей, получивших приз Эклипса, – вот лишь краткий список знаменитых «выпускников» «Кинилэнда». Расположенный в регионе Блуграсс в Центральном Кентукки, «Кинилэнд» играет уникальную роль в развитии индустрии чистокровных пород, ежегодно организуя две крупнейшие скачки и три аукциона мирового уровня. Помимо этого «Кинилэнд» является огромным тренировочным и исследовательским центром (например, библиотека комплекса насчитывает более двух тысяч томов по разведению, содержанию и тренингу скаковых лошадей). Торги проходят трижды в год: в январе (лошади всех возрастов), сентябре (годовики) и ноябре (маточный состав). Долгое время самым престижным событием «Кинилэнда» был июльский аукцион годовичков: с 1943 по 2002 год здесь были проданы многочисленные будущие чемпионы, в том числе одиннадцать победителей Кентукки Дерби, но в 2003 году президент и исполнительный директор «Кинилэнд» Ник Николсон заявил об отмене аукциона в связи с переходом на другой формат, и теперь приобрести годовичка можно только в сентябре (в 2017 году – 11-23 сентября). В этом году дом учредил особый бонус для покупателей и владельцев годовичков: все проданные на аукционе жеребята, которые в возрасте двух и трех лет выиграют скачки Кинилэнд Гр. 1 или Тойота Блуграсс, получат двойные призовые!
 
Зал аукциона «Кинилэнд» представляет что-то среднее между залом суда  и театром
 
Рекорды и инвестиции
 
Торги в «Кинилэнд» начались в 1930-е под руководством основателя дома Джека Кини, но настоящий размах получили после Второй мировой войны. До войны лошадей отправляли поездами на аукционы в Саратога Спрингс в Нью-Йорке, но с началом боевых действий поезда понадобились для военных целей, и аукцион стали проводить на месте – в «Кинилэнд». С тех пор общий объем продаж дома только растет: так, в 2016 году годовой оборот дома составил 523 млн 566 тыс. 500 долларов (6 485 лошадей продано). Мировой рекорд был установлен тоже здесь, в 1985 году, когда за сумму в 13,1 млн долларов с молотка ушел знаменитый Сиэтл Дансер. Самым дорогим годовичком за всю историю аукциона стал Мейдан Сити, проданный в 2006 году за 11 млн 700 тыс. долларов, а годом ранее был установлен еще один рекорд – тогда 40 годовиков ушли за 1 млн долларов или больше каждый! Семь из десяти самых дорогих годовалых жеребят, когда-либо проданных в «Кинилэнде», приобрел Джон Фергюсон – агент шейха Мухаммеда бин Рашида аль-Мактума из Дубая. При этом организация «Кинилэнд» остается уникальной: дом является корпорацией без выплаты дивидендов, поэтому все полученные средства инвестируются в дальнейшее развитие «Кинилэнд», идут на благотворительность и образовательные программы. «Кинилэнд» известен и своей заботой о детях: специально для маленьких любителей лошадей дом организует дни семьи, уроки верховой езды и многое другое. 
 
Волшебные миллионы Австралии
 
Фабрикой чемпионов в Австралии является аукционный дом «Мэджик Миллионс». Дом не может похвастаться долгой историей (он отпраздновал всего лишь 31-й день рождения), но уже успел установить несколько рекордов, в том числе в этом году. Во вторник, 30 мая 2017 года, всего за один день «Мэджик Миллионс» заработал 45 млн австралийских долларов, продав 255 жеребят и кобыл! В июне 2016 года за рекордные 3,4 млн долларов была продана матка Лисен Хиэр – кобыла, потомки которой добились выдающихся успехов на скаковой дорожке. Беспрецедентный интерес в прошлом году вызвал жеребчик Ритен Тайкун, который был продан за 115 тыс. долларов, что означает, что средняя цена за лошадь выросла с 23 250 долларов на 34%, а валовый доход увеличился на 51% с 83-процентным клиринговым показателем. Кто бы мог поверить, что в 90-е дом был на грани банкротства! В 2015 году его совладельцами стали предприниматель Джерри Харви и его жена Кэти Пейдж, которые подняли торги на небывалый уровень. Владелица более чем двухсот магазинов, аукционного дома, конюшен и тысячи лошадей, спортсменка и борец за права прекрасной половины человечества, Пейдж входит в список пятидесяти самых влиятельных женщин мира. Бизнес-вумен гордится тем, что «Мэджик Миллионс» стал серьезным конкурентом лучшим мировым аукционам по продаже чистокровных лошадей, а его послом стала дочь принцессы Анны, олимпийская спортсменка Зара Филлипс.
 
Лисен Хиэр была продана на аукционе «Мэджик Миллионс»  за рекордные 3,4 млн долларов
 
Совладельцы «Мэджик Миллионс» Джерри Харви и его жена Кэти Пейдж
 
Уступите место леди
 
«Мэджик Миллионс» специализируется на продаже высококлассных скаковых лошадей. Купленные на аукционе чистокровки одерживают в среднем около шести тысяч побед за скаковой сезон в разных странах мира. Дом организует двадцать пять торгов ежегодно, предлагая посетителям годовиков, двухлеток и маточный состав. Кроме того, аукционный дом проводит эксклюзивные скачки, дополняющие торги: серию из девятнадцати скачек в шести штатах с призовым фондом более 11 млн долларов! Такое правило действительно только для лошадей, проданных через «Мэджик Миллионс», что, безусловно, весьма способствует росту продаж. 
 
Благодаря владелице Кэти Пейдж скачки не обходятся без женского участия. Например, в 2015 году был учрежден специальный приз: первые четыре лошади (владелицами которых были женщины), пересекшие финишную черту, получили 500 тыс. долларов независимо от того, какое место они заняли в общем зачете. Внучка королевы Зара Филлипс заявила по этому поводу: «Инициатива Кэти – попытаться привлечь больше женщин в скачки. Это замечательно! В этой сфере доминируют мужчины, мы пытаемся это изменить и склонить чашу весов в сторону дам, которые так же легко могут быть владелицами чемпионов».
 
Купить лошадь? Да запросто!
 
Принять участие в аукционе в качестве покупателя совсем несложно. Давайте разберемся, как это сделать, на примере американского аукциона «Кинилэнд».
 
Во-первых, необходимо заполнить форму регистрации покупателя (Buyer Registration Form) и форму запроса на размещение (Seating Request Form). Если делать ставки от вашего имени будет другой человек, дополнительно понадобится форма уполномоченного агента (Authorized Agent Form). Все формы следует направить в «Кинилэнд» по крайней мере за неделю до приезда. Формы можно найти на сайте аукциона; вы можете заполнить их в режиме онлайн.
 
Все покупатели также оформляют кредитную заявку (Credit Application), где указывают адрес постоянного проживания, банковские реквизиты и финансовые гарантии, подтверждающие наличие средств, достаточных для приобретения лота на аукционе. 
 
Заполнение формы запроса на размещение гарантирует вам зарезервированное место в павильоне продаж. Эта форма не является обязательной, но сидеть лучше, чем стоять, не правда ли?
 
Аукцион – не для темных лошадок
 
Почему покупатели предпочитают приобретать лошадей на аукционах? Во-первых, это удобно – на аукционе представлено сразу много лошадей из многочисленных конюшен. Во-вторых, цена лошади на аукционе соответствует реальности, а не завышенным ожиданиям продавца.
 
Из чего же складывается реальная цена лошади? Наилучшим определением считается следующее: «Рыночная стоимость лошади – это установленная цена, когда ни покупатель, ни продавец не стремятся добиться продажи любой ценой». 
 
На цену лошади влияют следующие факторы: возраст, состояние здоровья, перенесенные заболевания, темперамент, денниковые пороки, комплекция, сбалансированность и общий атлетизм, тип конституции (легкий/средний/тяжелый), физическая кондиция (спринтер/майлер/стайер), постав ног, угол плечей, голова, анализ выступлений на скаковой дорожке, если таковые есть (на разных видах грунта, дистанциях), процент побед, родословная, племенная ценность, приплод (если есть), количество полученных жеребят (все те же критерии для них плюс их продажи и достижения). 
 
На торгах лошадь оценивается по родословной, которая изложена в каталоге (как говорят специалисты, чем больше «черных чернил» на странице, тем лучше), физической форме и прямолинейности движения – лошадей проводят в сторону и от покупателя и обратно. 
Но ни продуманная система оценки, ни опыт, ни верный глаз не спасают от ошибок: так, например, на торгах «Тэттерсоллс» покупатели поскупились отдать за будущего победителя Дерби и Приза Триумфальной арки 2015 года годовалого Голден Хорна даже его резервную цену (цену, назначаемую продавцом, ниже которой лошадь не может быть продана на аукционе) – 190 тыс. гиней. 
 
Голден Хорн (Kейп Kpocc – Флeш Д'Оp)
 
Аукционы, конечно, не могут гарантировать звездное будущее всех проданных лошадей, но они несут ответственность за подлинность документов и состояние лошади до продажи. После удара молотка и заключения сделки вся ответственность за здоровье лошади ложится на покупателя (он может сразу же застраховать животное, начиная с периода транспортировки).
 
Золото Кубани
 
В нашей стране приобрести чистокровную верховую лошадь проще всего непосредственно у владельцев в хозяйствах в Краснодарском и Ставропольском краях и на Северном Кавказе. Единственный аукцион проводит в апреле и сентябре конный завод «Восход» в Новокубанском районе. На продажу здесь предлагаются матки, 4-летние жеребцы и годовички – всего около нескольких десятков лошадей. В среднем лошади оцениваются в 300 тыс. – 1 млн рублей, за все время торгов максимальная начальная цена составила 1,5 млн рублей. 
В 80-е годы, тогда еще в СССР, в Терском конном заводе с успехом проводились аукционы арабских лошадей, где лошади продавались за миллионы. Первым выдающимся случаем стал арабский жеребец Песняр (Набег – Песня), который в 1981 году был продан на аукционе в США за 1 млн долларов. Затем последовали в 1983 году – Менес – 1,5 млн долларов, в 1986 году – Пеленг – 2,35 млн долларов.
 
Недостающее звено
 
К сожалению, сейчас культура конного бизнеса в России по-прежнему еще слишком далека от того, чтобы в ней росли и развивались такие признанные во всем мире эффективными институции, как конные аукционы – надежные профессиональные посредники между продавцом и покупателем. Флагманом аукционного дела остается конный завод «Восход», однако и объемы всего двух торгов в год, и общий оборот оставляют желать лучшего. Наличие единственного на всю огромную страну конного аукциона не может не удручать – ведь активно функционирующий аукцион является необходимым звеном конной индустрии, не только облегчающим взаимодействие между конными хозяйствами, коннозаводчиками и коневладельцами, но и показателем того, что вся конная отрасль действует в рамках отрегулированной правовой нормы.
 
За рубежом, однако, обороты аукционных домов неуклонно растут, как растет и количество проданных на них лошадей. И каждый покупатель, вне зависимости от потраченных средств, втайне надеется, что именно его жеребенок станет очередным чемпионом и принесет своему владельцу славу и миллионы призовых.