Футбольный всадник-пилигрим

Футбольный всадник-пилигрим

Автор: Анна ГОРБУНОВА
Номер журнала: GM №6(182)/2018
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

На какие отчаянные поступки вы готовы были ради футбола? Подумывали о том, чтобы назвать будущего сына Игорем, если Акинфеев возьмет «ну еще один пенальти», например? А вот большой любитель футбола Цзин Ли свои чувства к любимой игре решил выразить по-другому. Он отправился в путешествие по городам-участникам чемпионата мира. Один. Верхом на лошади!

Безумству храбрых поем мы песню
 
Цзин Ли – уроженец Китая, однако уже много лет он является гражданином России – женат на русской, хорошо говорит по-русски – быть может, не очень бегло, где-то ошибается, где-то затрудняется с подбором нужного слова, но понять его может каждый. А вот поймать и поговорить с ним по телефону во время его скитаний – это уже задачка не из легких, но при большом желании решить можно и ее. 
 
Цзин Ли, первый и самый главный, наверное, вопрос: расскажите, как вообще приходят человеку в голову идеи отправиться в подобные путешествия?
 
О путешествиях я мечтал всегда! И это уже не первый мой длительный маршрут такого плана. В 2007 году я совершил переход из Башкирии в Пекин – в честь пекинской Олимпиады. Потом был путь из Пекина в Западный Китай. Но я считаю, что я все равно мало поездил. Желание отправиться в новый поход возникло давно. И тут как раз чемпионат мира по футболу должен был проходить в России – я подумал, что это лучшее время для исполнения моей мечты. Для меня очень важным местом является Кавказ, его величественные просторы, замечательная природа – с него я и начал свой маршрут. Что меня вообще толкнуло на все это? Я люблю футбол, как и почти все мужчины, мне кажется! Это захватывающий спорт. 
 
Сейчас чемпионат уже закончился, и мы знаем победителя – сборную Франции. А за кого вы болели?
 
Конечно, за российскую команду! Они очень хорошо сыграли. Хотя посмотреть полноценно чемпионат мне практически не удалось – тут уже нужно было либо ехать и стремиться к своей цели, либо наблюдать за игрой. Но я ни о чем не жалею. Я полностью видел матч России с Саудовской Аравией – тогда меня пригласили в студию одной из программ Первого канала. Потом мне удалось частично посмотреть исторический матч Россия – Хорватия. 
 
Есть ли у вас спонсоры? Как вообще человек с минимальным количеством вещей и без золотой кредитной карточки может в нашем непростом современном мире вот так вот «колесить» по всей стране?
 
У меня нет никаких спонсоров и никогда не было. Мне просто помогают люди. Кто-то даст продукты, кто-то воды, кто-то ночлег, кто-то поможет подковать лошадь. Другие приютят на вечер, на день – дадут сходить в баню или в душ и так далее. Неважно, в каком объеме мне помогают, очень приятен сам факт помощи. За счет этого я и двигаюсь вперед. Человеческий фактор имеет огромное значение в осуществлении таких планов, как мой.  
 
Когда Цзин Ли только начал осуществлять свою большую мечту, я была инициатором того, чтобы освещать его путь в социальных сетях. Так появились хештег #верхомкчемпионату и все возрастающее количество людей, которые стали следить за этим удивительным путешествием. А самое приятное то, что с первых же публикаций конники из самых разных уголков России предлагали свою помощь – ночлег для путника, денник для лошади, готовы были помочь провизией – как для всадника, так и для его коня. 
 
_________________________
 
Интересный факт 
Цзин Ли принципиально пользуется особой уздечкой – самодельной, веревочной. Идет практически налегке – минимум вещей, с собой палатка, спальник. Частенько ночует «в чистом поле», а если всаднику дают приют местные жители, прежде всего заботится о своем коне, а потом уже о себе. Так, еще в самом начале путешествия, неподалеку от Армавира, Цзиня Ли встретил хозяин одного из местных кафе – накормил и предложил остаться ночевать в тепле и уюте. Однако путешественник отказался: «Там было негде и неудобно ночевать моей лошади. Я должен быть рядом с ней, потому что ночью я всегда встаю и смотрю, как дела у моего коня». 
_________________________
 
 
Боевой конь
 
Когда встал вопрос о том, на какой лошади отправляться в столь длинную и непростую дорогу, выбор Цзин Ли пал на карачаевскую породу. Надежные, сильные, смелые, выносливые и неприхотливые, ее представители славятся высоким интеллектом и удобными аллюрами – хорошая карачаевская лошадь на шагу может развивать скорость до 12 километров в час! Цзин Ли обратился за покупкой лошади к коннозаводчику Хасану Салпагарову – когда карачаевская порода лошадей в очередной раз была на грани исчезновения, он был среди тех энтузиастов, кто взялся за ее спасение. Сейчас его табун насчитывает около пятисот голов. Хасан не продал Цзин Ли коня, как тот просил, а… подарил его! Так что 21 марта китайский  путешественник сел верхом на мерина Карамана и двинулся в путь.
 
Такую кличку своему боевому товарищу Цзин Ли дал не­случайно: она содержит в себе части названий начальной и конечной точки маршрута: «Кара» – Карачаево-Черкесия и «ман» – Мурманск. С юга почти на самый север России! Смело и знаково – все, как любит Цзин Ли. 
 
Как семья относится к вашим идеям и их исполнению?
 
Родные меня поддерживают. Но они очень переживают, конечно. Беспокоятся о том, чтобы я не болел, чтобы был осторожен и все было хорошо. 
 
Почему именно путешествие на лошади? Не автомобиль, не велосипед, а лошадь!
 
Конечно, можно было бы путешествовать по-другому. Но мне просто очень нравится это чувство – когда ты сидишь в седле, верхом на лошади. Ты становишься ближе к природе, обретаешь гармонию с ней. Ехать верхом – это кажется мне очень естественным. 
 
Сколько километров вы должны проходить в день по плану? 
 
При хорошем раскладе – 40-45 километров в день. Когда было холодно, шел днем, а ночью мы отдыхали. Во время жары подстраиваюсь под погоду: пережидаем полуденный зной, а продолжаем путь уже в сумерках, когда становится прохладнее. Вообще, я вам скажу, в таких путешествиях лучше даже дождь, чем жара, оводы и мошки.
 
Передвигаемся мы только шагом – за весь путь я перешел на рысь всего лишь дважды. Один раз, когда я просил коня пойти быстрым шагом, а он рвался в рысь, и я позволил ему это, раз уж ему так этого хотелось. Второй раз был, когда Карамана укусил овод – тогда он тоже перешел в рысь. 
 
Из пункта «А» в пункт «Б» вышел всадник
 
Цзин Ли запланировал посетить почти все города, в которых находятся стадионы-участники чемпионата мира по футболу: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саранск, Сочи, Волгоград и Ростов-на-Дону. В стороне останутся лишь Екатеринбург и Калининград, по понятным причинам – они слишком далеко от основного пути Ли. 
 
Цзин Ли, на вашем пути вам встречаются сотни людей, вы уже побывали в десятках конюшен. Но есть, наверняка, такие, которые особенно вам запомнились?
 
Конечно,  есть. Первое такое место – это Сочи, конная база «Фишт» в Дагомысе. С одним из ее совладельцев – Иваном, мы и сейчас остаемся на связи, созваниваемся. Удивительно душевная база, ее хозяева меня приняли там, как будто я их родственник. Очень большое впечатление на меня произвели. Я гостил у них несколько дней, даже ездил по окрестностям на их лошадях – у них отличные кони. Я обязательно туда вернусь! 
 
Второе место, которое тоже очень запомнилось, – это конный клуб «Казачья застава» в Волгограде. Люди, дух, замечательный коллектив. Они очень переживали за мою лошадь, во многом помогли мне. Мне вообще очень много где помогают на пути, и я хочу сказать всем огромное спасибо. Но эти два места – в Сочи и в Волгограде, пока впечатлили больше всего. 
 
Конечная точка вашего пути – Мурманск. Почему именно этот город, в нем ведь не проходили матчи чемпионата? И когда планируете туда доехать?
 
Мурманск – потому что это один из самых северных городов России. Моя задумка – из самой южной точки России проехать к самой северной. Раньше хотел закончить мое путешествие в октябре, но сейчас сроки немного сдвинулись. Думаю, завершу его в ноябре. В любом случае хотелось бы успеть до зимы. 
 
На момент сдачи этой статьи в печать китайского путешественника с русской душой уже встречала Республика Мордовия. Позади – тысячи километров, впереди еще немалый путь. Но все это по плечу человеку, в котором ярким пламенем горит мечта. И вся Вселенная, кажется, помогает ему в ее осуществлении.