Деревянко Павел: Ради профессии я готов на многое

Автор: Е.Зима
Номер журнала: ЗМ №3(82) 2009

Мы привыкли к тому, что у каждого актера есть свое амплуа: герой-любовник, скромный соседский паренек, супергерой и т.п. Но определить амплуа Павла Деревянко невозможно – он очень разноплановый актер, ни один сыгранный им персонаж не похож на предыдущего: смешной и трогательный фельдшер Вадик («Участок»), супершпион Шура Осечкин («Гитлер Капут»), неутомимый боксер («Неваляшка»).
А увидев Павла лихо скачущим на коне с шашкой наголо в роли батьки Махно («Девять жизней Нестора Махно»), мы просто не могли не спросить, как ему удается так уверено держаться в седле.

С Павлом Деревянко мы встретились в КСК «Русский Алмаз», который нам был любезно предоставлен для съемок владельцем клуба Анатолием Исачкиным. В этот день нам очень повезло с погодой – впервые за долгое время серые тучи рассеялись, и выглянуло яркое зимнее солнце, поэтому вопрос о том, где лучше ездить верхом – в манеже или на плацу – даже не стоял: только на природе, среди огромных, мягких, сверкающих на солнце сугробов!
Для занятия верховой ездой Павлу Деревянко предоставили красивейшего вороного жеребца Блэк Голд. Как и все мы, конь тоже был рад солнышку, поэтому веселился от души – топтался на месте, прыгал, кусался, но Павел, знающий лошадей не первый день, быстро нашел с ним общий язык и уже через несколько минут ехал рысью, а затем поднял его в галоп. Честно признаться, мы боялись, что Блэк Голд от переизбытка радости может уронить актера (помните, как Фаина Раневская, упав, сказала: «Поднимите меня, народные артисты на дороге не валяются!»), но благодаря чуткому руководству мастера спорта международного класса по выездке Регины Куприяновой и навыкам верховой езды Павла, обошлось без происшествий.

«Закадычные» лошади
После тренировки мы устроились в уютном кафе «Русского Алмаза», где Павел Деревянко поделился своими впечатлениями: «Верховой ездой надо заниматься постоянно, иначе теряется навык. Я не ездил уже около четырех лет и, конечно, подзабыл как это делается».
На лошади Павел сидит с детства: как и положено, каждое лето будущий актер ездил к бабушке в деревню Закадычная, там пастухи на лошадях пасли коров: «Когда пастухи отдыхали, мы со старшим братом садились верхом на их лошадей. Специально меня никто ездить не учил – показали приблизительно, как надо, а дальше – сам. Одно я знал точно – сзади к лошади подходить нельзя: моего брата лошадь так сильно ударила, что на груди остался след от копыта, – вспоминает Павел. – Еще был такой случай: мама мне купила красивую клетчатую рубашку, и я в ней поехал верхом на клеверное поле, где паслись коровы. На открытом пространстве под раскаленным солнцем мне стало жарко, я снял рубашку, засунул ее под седло и не заметил, как она выпала. Когда я опомнился, коровы мою новую рубашку уже съели».


Баскетболист, бодибилдер, актер!
Павел Деревянко родился и рос в Таганроге. Надо сказать, что с самого раннего возраста Павел не только ездил верхом, но и ходил на танцы, занимался греблей, подводным плаванием, стрельбой, боксом, баскетболом… список этот можно продолжать долго. «Чем я только не занимался – практически всеми видами спорта, а в 17 лет увлекся бодибилдингом. У меня были две большие желтые книги Арнольда Шварцнеггера с его системой подготовки, и я хотел сделать карьеру бодибилдера, – рассказывает Павел. – Но за что бы ни брался, я довольно быстро достигал результата и так же быстро терял интерес и бросал то или иное занятие». Кроме всего прочего, Павел три месяца проучился на повара-кондитера и еще месяц пытался постичь мастерство женского парикмахера.
Но судьбой Павлу был уготован другой путь: «Параллельно всем моим увлечениям я с 15 лет ходил в театральную студию. Там было очень-очень весело. Практически сразу, как я туда пришел, мне дали роль чертика в новогоднем спектакле: я бегал в черном комбинезоне с перемазанным лицом и грозился переломать все елки. Потом играл Ломова в чеховском «Предложении», но о том, чтобы стать профессиональным актером, я тогда и не думал».
Когда Павел окончательно запутался, кем он все-таки хочет стать, при Таганрогском театре им. А.П. Чехова открылся набор молодых артистов – туда он и поступил. Ближайшим же летом Павел Деревянко отправился в Москву: «Как и все, кто учится в провинции, я приехал в Москву и подал заявление сразу во все театральные вузы столицы, но ни в один не поступил и вернулся в Таганрог. И хотя в Таганроге у меня был определенный успех и меня уговаривали остаться, я понимал, что надо учиться. Поэтому на следующий год я снова приехал в Москву и мне повезло – я поступил в ГИТИС на курс Леонида Ефимовича Хейфеца. На мой взгляд, это был лучший набор и лучший педагог».
Но и тогда осознание, что вся его дальнейшая жизнь будет связана с актерской профессией, к Павлу не пришло: «После поступления я сразу забыл, зачем поступал и расслабился. Тем более, что к этому располагала обстановка театрального общежития – богемная жизнь, все были красивые, молодые, талантливые, энергичные и… самонадеянные. Мы только и думали, как бы смыться с занятий. Я не знаю, как меня не выгнали, – признается Павел. – В общем, весь первый курс я провалял дурака. С нами на курсе учился стажер из Греции Димитриус Инеос, впоследствии он стал лучшим актером Греции, и уже в конце учебного года, видя наше нежелание делать очередной этюд, он спросил: «А зачем вы сюда поступали? Для кого?». Вот тут я и задумался, вспомнил, как хотел поступить, понял как глупо мы себя вели. А через некоторое время, просто переходя дорогу, я вдруг осознал, что нашел дело всей моей жизни и почувствовал, что счастлив».

Батька Махно
Обосновавшись в Москве, Павел возобновил забытые в детстве прогулки верхом: «Я не разбираюсь в конном спорте, да мне это и не очень интересно, потому что для меня лошадь –это отнюдь не спортивный снаряд, а скорее удовольствие проскакать галопом по полю или прогуляться в лесу». Когда Павла Деревянко утвердили на роль Нестора Махно в 12-серийном телевизионном фильме «Девять жизней Нестора Махно», он по собственной инициативе решил улучшить свои навыки всадника: «Мне предстояло сыграть человека, который буквально вырос на лошади, для которого лошадь была неотъемлемой частью жизни. Чтобы хоть как-то приблизиться к моему герою, я стал чаще ездить верхом, учился ездить без седла».
Вскоре начались съемки на Украине. «Нам дали обычных деревенских лошадей, а так как они не были задействованы во всех эпизодах, то подолгу свободно паслись, – вспоминает Павел. – Поэтому, когда мы внезапно садились на них верхом, они не очень понимали, что вообще от них хотят. Мой гнедой партнер по съемкам Каштан скидывал меня три раза: я кубарем летел с него и бысто-быстро вскарабкивался обратно, чтобы продолжить съемки. В общем, обстановка была напряженная. Один раз мы даже «подрались» с Каштаном: ехали в поле и вдруг он понес, я держался до последнего, чтобы не упасть, еле-еле его остановил. Конь сильно нервничал; чтобы обратить его внимание на себя и успокоить, я шлепнул его по морде, а он мне в ответ со всей дури дал копытом по ноге. На мне были новые, специально сшитые для съемок сапоги с инициалами Махно – на них до сих пор остался след от копыта».
После столь активных съемок верхом Павел решил «отдохнуть» от лошадей. Этот перерыв, затянувшийся на четыре года, прервал «ЗМ» и вороной Блэк Голд – питомец КСК «Русский Алмаз». На вопрос, захочет ли Павел снова заняться верховой ездой, актер ответил: «Если меня это увлечет, то да. Вообще я понял, что готов на все ради профессии. Например, просто так выучить английский, что называется, для себя, у меня не хватает терпения, но если это понадобится для роли, я его выучу. С точки зрения расширения актерского диапазона, мне многое хочется сыграть, единственное, что может меня отвратить от роли – это плохой сценарий, я никогда не буду играть в фильме с неинтересным сценарием».

До встречи в театре
Сейчас Павел Деревянко увлекается лыжами, много путешествует, репетирует в театре. «Я очень люблю кино, даже больше, чем театр, но понимаю, что театр необходим для моего внутреннего роста, для моего развития как актера» – признается Павел. Но в стране бушует кризис, и на отечественном кинематографе он тоже отразился: то, что успели отснять – не окупается в прокате, что планировали снять – отложили до лучших времен. Но у нас, зрителей, есть возможность в скором времени увидеть новые работы Павла Деревянко в театре: уже начались репетиции спектакля по пьесе Чехова «Дядя Ваня» в постановке А.Кончаловского, а также репетиции «Железной Воли» Лескова в постановке Нины Чусовой.