Де Вос Ингмар: Президент неголубых кровей

Де Вос Ингмар: Президент неголубых кровей

Автор: Вера МАСЛОВА
Номер журнала: GM №4(161)/2016

В декабре 2014 года Ингмар Де Вос был избран президентом FEI. На Генеральной Ассамблее этой организации, которая проходила в Баку, ему понадобилось всего лишь одно голосование. Подавляющее большинство – 98 из 131 национальных федераций выступили за бельгийца. С тех пор уже прошло больше года. Что же изменилось?

«Все счастливые семьи похожи друг на друга»
 
Старт карьеры Де Воса в новой должности выглядел очень внушительно. На выборах он победил весьма солидную компанию, состоящую из олимпийского чемпиона – француза Пьера Дюрана, организатора престижных европейских турниров – швейцарца Пьера Генеканда и 1-го вице-президента и главы Ветеринарного комитета FEI – Джона МакИвена из Великобритании. Ингмар де Вос торжественно принял бразды правления Международной Федерацией конного спорта из рук своей титулованной патронессы – Ее Королевского Высочества принцессы Хайи бинт Хуссейн аль Мактум. Новый президент FEI, конечно, не может похвастать таким высокородным происхождением, как подавляющее большинство его предшественников на этом посту, но имеет в активе прекрасное образование – ученые степени в области политической науки, бизнес-администрации, европейского и международного права. Однако при этом Ингмар де Вос никогда не занимался конным спортом. Его карьера началась с бельгийского Сената, где он служил рядовым советником. В 1990 году, после получения степени спортивного менеджера в Олимпийской Академии Бельгии, Де Вос пришел в ФКС Бельгии в качестве управляющего директора. Первыми его действиями там стали меры по реструктуризации и реорганизации Федерации. Спустя еще 7 лет Ингмара Де Воса допустили «к штурвалу», и он управлял национальной Федерацией уже в роли генерального секретаря вплоть до 2011 года, лично сопровождая бельгийские делегации на всех ВКИ и ОИ этого периода. В 2010 году он взобрался на следующую ступеньку своей карьерной лестницы, заняв позицию генерального секретаря Европейской Федерации конного спорта, но пробыл на посту всего год, так как получил приглашение на аналогичную должность в FEI. Разве от таких предложений отказываются?
 
 Позже, уже возглавив FEI, в своей первой публичной речи Ингмар де Вос обещал быть «президентом для всех» и упорно называл FEI и весь конный мир «семьей», обещая заботиться о нуждах каждого из ее членов. Конечно, семьи бывают разные, но то, что происходит в конной «семье» после избрания ее главой Де Воса, в последнее время стало напоминать остросюжетную мыльную оперу.
 
Песок вместо золота
 
Практически сразу после прихода на пост генсека FEI Ингмар Де Вос принял участие в «контракте века», который федерация заключила с швейцарским брендом Longines, принадлежащим крупнейшему игроку часового бизнеса Swatch Group. Событие преподнесли как высшее достижение руководства за всю историю FEI. Longines стал генеральным спонсором и хронометражистом всех официальных соревнований. При этом не было произнесено ни одного слова благодарности прежнему спонсору – Rolex, который полвека инвестировал в конный спорт и был готов продолжать делать это и дальше, если бы не отказ в продлении контракта. Не самая красивая история.
 
Таким ли уж сладким оказался плод нового контракта? Увы, нет. Организаторы ряда традиционных этапов Кубка мира и Кубка наций были вынуждены отказаться от официального статуса по причине того, что новые условия поставили в невыгодное положение местных спонсоров. Их место доставалось новому генеральному партнеру, обеспечивающему взамен не такое уж и большое финансирование. Новый спонсорский контракт отдает Longines самые «лакомые» рекламные площади на бортах и барьерах, а также места в VIP-зоне. При этом права на трансляцию соревнований передаются FEI, а взамен Оргкомитет получает лишь скромную «подачку» в 10 тыс. швейцарских франков. На фоне такой политики некоторые серии принципиально отказались уходить от прежнего спонсора и продолжают организовывать турниры при поддержке Rolex. Так в чем же сенсационная роль нового контракта, пафосно названного «ключом к новой эре конного спорта»? Вопрос, как вы понимаете, риторический.
 
За чей счет банкет?
 
В отличие от спортсменов, для которых лошади – это страсть и смысл жизни, для Де Воса конный спорт лишь точка приложения административного таланта и банально – рабочее место. Еще в своем предвыборном манифесте он упомянул, что готов стать президентом только при условии, если ему назначат жалование. Для сотрудников FEI это стало шоком, ведь большинство специалистов в комитетах трудятся, подобно работникам МОК, на общественных началах. Оказавшись в кресле президента, Де Вос сразу же «взял быка за рога», он собрал исполком в рамках Спортивного форума и поручил рассмотреть вопрос о назначении себе ежемесячной заработной платы. Случай в истории федерации уникальный – ведь достаточно взглянуть даже на неполный список из пяти прежних президентов FEI: принцесса Иордании Хайя бинт Аль Хуссейн, испанская герцогиня Пилар де Бурбон, Их Королевские Высочества – принцесса Анна и принц Филипп герцог Эдинбургский  из Великобритании, голландский принц Бернард… Конечно, на этом фоне «брак по расчету» Де Воса и FEI выглядит откровенным «мезальянсом». Федерация, со своей стороны, обрела лишь чиновника с типичным бюрократическим мышлением. В этом контексте любопытно выглядит предвыборная интрига бельгийца с использованием имени принцессы Хайи. Де Вос пообещал ей не предусмотренную Уставом FEI должность «президента-попечителя», чтобы она помогала ему на новом посту «первое время». Срок продолжительности «первого времени» не назывался, но суть не в этом. С помощью такого приема удалось обойти правило о невмешательстве в ход выборов еще действующего президента, а Ингмар предстал в образе «ставленника Хайи». При этом фраза о «помощи на первое время» звучит нелепо, учитывая, что Де Вос проработал в FEI с Хайей рука об руку 4 года! Но победителей не судят, трюк сработал, и конный мир получил нового президента с зарплатой 500 тыс. швейцарских франков в год.
 
Управленческие парадоксы
 
Строгую, но малопонятную конникам позицию занял Де Вос в споре с престижной конкурной серией Global Champions Tour. FEI  начала судебную тяжбу с организаторами GCT из-за того, что серия не согласовывает с федерацией календарь нового сезона командного турнира. При этом ситуация такова, что лучшие конкуристы мира борются за право выступать именно на этапах GCT, и организаторы едва успевают придумывать новые форматы сотрудничества для привлечения в конный спорт новых спонсоров. Но если серия так популярна для инвесторов, что может собрать 20 млн евро призовых, стимулирует спортсменов, привлекает толпы зрителей и внимание СМИ, возможно, есть смысл работать с ней «в одной упряжке» и развивать спорт вместе? Но силы и деньги зачем-то тратятся на бесполезные тяжбы в бельгийском суде. И на этом фоне тот факт, что официальный сайт FEI ежегодно размещает правила GCT, выглядит несколько парадоксально.
 
И это далеко не все, что способно поставить в тупик стороннего наблюдателя. Конный спорт на данный момент не значится в «черном списке» видов, которым грозит расставание с Олимпийскими играми. Но уже давно и остро стоит задача необходимости реформирования формата соревнований в трех олимпийских дисциплинах так, чтобы они стали более понятны и интересны массовому зрителю. Задача не из самых простых. Однако FEI  здесь находит свои «рецепты»: на последнем Спортивном форуме принято решение… переименовать «троеборье». Неужели это и есть решение проблемы?
 
«Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»
 
В 2015 году разразился очередной скандал с пробегами. Цивилизованный мир в полуобморочном состоянии обсуждал фото лошади с двумя сломанными ногами, сделанное на пробегах Аль Рееф. Подобные инциденты в ОАЭ случались и ранее, но они изящно умалчивались при покровительстве главной надежды и опоры конников арабских стран, прежнего Президента FEI – Хайи бинт Аль Хуссейн.  Однако теперь, когда обворожительная улыбка принцессы больше никого не отвлекает от актуальных спортивных проблем, столь вопиющий случай жестокого обращения с лошадью на официальных соревнованиях должен был вызвать незамедлительную реакцию FEI. Де Вос молчал 2 недели, пока Daily Mail не назвал FEI «самой малоэффективной спортивной организацией в мире» и призвал МОК обратить внимание на вопиющее бездействие. Но если молчание хотя бы оставляло надежды, что FEI относится к подобным случаям серьезно, то письмо Де Воса, разосланное национальным федерациям, вызвало в обществе негодование. Вместо того, чтобы жестко отреагировать на случившееся, президент оправдался невозможностью повлиять на национальные соревнования и лишь пообещал рекомендовать национальным федерациям проводить свои турниры с учетом правил FEI. 
 
Закончилась эта история еще интереснее. Решением FEI Объединенные Арабские Эмираты были в принципе отстранены от конного спорта! И это вместо того, чтобы наказать конкретных и известных  лиц, уличенных в жестоком обращении с животными, пойманных на допинге или подмене лошадей. Но в итоге спортсмены всей страны понесли «коллективную ответственность». Есть ли здесь справедливость? Теперь спорт­смены-пробежники в принципе не могут выступать на соревнованиях или проводить их на территории ОАЭ, а спортсмены остальных дисциплин из этой страны вынуждены выступать под «нейтральным флагом FEI». Решение федерации вызвало бурю эмоций со стороны спортсменов, чьи права были ущемлены. И тут почему-то вспоминаются слова из первого президентского спича Де Воса о «семейных ценностях» в конном спорте.
 
Речь под куранты
 
Новый, 2016 год Де Вос, к всеобщему удивлению, начал отнюдь не с приторных поздравлений. Президент обратился к спортивному сообществу с тревожной речью об ужесточении антидопингового контроля в рамках новой кампании «FEI за чистый спорт». Акцент в выступлении был сделан на ответственности перед животными, которые, в отличие от людей, страдают от приема стимуляторов недобровольно. Речь была подкреплена конкретными примерами.
 
Так, например, в мае 2015 года швейцарские конкуристы Стив Герда и Алессандра Бишель стали участниками допингового скандала, когда пробы, взятые у их лошадей Нино де Бусонье, Наса и Шаривари KG на турнире CSIO5* в Ла Боле показали положительную реакцию на орипавин, кодеин и морфин. Всадники и лошади были немедленно отстранены от участия в соревнованиях до окончания разбирательства. Но уже в сентябре FEI заключила со спортсменами правовое соглашение, признав, что в случае применения допинга нет вины спортсменов. Причиной положительной реакции, на которую сослалась FEI, стало случайное попадание маковых зерен в корм лошадям. По условиям соглашения с всадников сняли все обвинения, но результаты выступления лошадей на турнирах, где их «поймали на допинге», аннулированы. 
 
Строгий и бескомпромиссный подход кампании «FEI за чистый спорт», инициированной Ингмаром Де Восом, выглядит весьма многообещающим. Возможно, на втором году своего президентства бельгиец начинает нащупывать свой стиль управления федерацией, и это станет, наконец, началом позитивных изменений в мировом конном спорте. 
 
Согласно Уставу FEI, измененному в декабре 2014, Ингмар Де Вос останется «править конным балом» в течение 4-х лет с возможностью быть еще дважды переизбранным. Хочется верить, что тихой и спокойной «мировой конной семье» встряска от президента неголубых кровей пойдет на пользу. Но это покажет только время. А пока можно прогнозировать только одно – скучно в ближайшие годы точно не будет.