Реальное богатство португальских королей

Реальное богатство португальских королей

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №7(143)2014

Португалия полна страстей, захватывающих историй и настоящих сокровищ. Маленькая страна, открывшая Америку, подарившая всему миру ее богатства, а затем отчаянно сражавшаяся за независимость, не растеряла свое собственное национальное достояние, среди которого лошади породы альтер реал и своя уникальная школа верховой езды.

Альтер реал – редкая порода лошадей (отдельная ветвь лузитано), выведенная на западных рубежах Пиренейского полуострова. Свое имя порода получила от Альтер де Чао – маленького городка вблизи Лиссабона, где расположились племенные конюшни Королевской семьи. Вторая часть названия, «Real» в переводе с португальского означает «королевский». Эти лошади невероятно сильны и имеют крепкое телосложение, что определило их крайне разнообразное использование: от выездки до экипажной езды.

Физические характеристики


Лошади альтер реал довольно рослые, с высокой грудью и потрясающими, благородными линиями экстерьера. Мускулистая спина, относительно короткая, сильная шея, мощный круп и сухие ноги делают лошадей этой породы идеальными партнерами в соревнованиях и тренировках по выездке. Самой характерной отличительной чертой альтер реал является ее темно-гнедая масть, которая, по мнению королевских особ, в прошлом подчеркивала изящество и мощь этих великолепных животных.

Штучка с характером

Несмотря на то, что альтер реал весьма уступчивы и отдатливы в работе, отрицательной чертой характера является их нетерпеливость. Эти лошади чрезмерно энергичны, что на турнирах по выездке побуждает судей ставить высокие оценки за импульс, но обязывает всадника проявлять недюжинное терпение на тренировках  из-за порой излишней нервозности. Опытные, хорошо выезженные представители альтер реал – отличные учителя в манеже и на боевом поле, но молодые лошади, которым еще предстоит постигнуть процесс тренинга, точно не подходят для новичков.

История

Насколько известно современным ученым, Пиренейский полуостров населяли лошади с 25 тысячелетия до н.э., главным свидетельством этого факта являются наскальные рисунки, обнаруженные в этом регионе. Из этих-то древних лошадей благодаря примеси варварийской крови, приведенной на полуостров арабскими завоевателями, впоследствии была выведена порода лузитано. Сегодня студбук лузитано насчитывает 6 направлений, выделенных и названных в честь основателей: 5 знаменитых жеребцов и одной кобылы. Существует три главных заводчика, между которыми и распределена вся племенная работа с лузитано: Андраде, Вейга и Государственный конный завод Португалии (Coudelaria Nacional). Одной из таких линий (линия Регедора) является особая ветвь породы лузитано, носящая название альтер реал, и сегодня право разводить этих лошадей имеет единственное хозяйство – Государственный конный завод Португалии.


Королевский завод был основан в 1748 году в Лиссабоне монаршей семьей Браганза, правившей в то время Португалией, с целью разведения лошадей для королевских особ и национальной академии высшей школы верховой езды. В 1747 году из Испании было вывезено около 300 маток андалузов и лузитано, которые были использованы для выведения альтер реал.

Ошибки селекции
 
Во времена наполеоновских воин (начало XIX века) ветвь альтер реал пришла в упадок и потеряла свои породные черты. Причиной стало обильное прилитие крови чистокровных арабской и английской верховой, а также полукровных ганноверанов, ставших популярными после похода Наполеона, прошедшего по всей Европе, и вернувшегося не с пустыми руками. На тот момент заводчики альтер реал усмотрели ряд недостатков в селекции, и решили, что прилитие новых кровей может исправить эти проблемы. Лошади из Нормандии, Англии, Германии и чистокровные арабы стали использоваться с целью улучшения породы, но результат оказался обратным. К концу XIX столетия стало ясно, что эксперимент не удался, и заводчики поспешили спасти ситуацию, для чего из Испании привезли гнедых андалузов. 
 
 
Угроза забвения
 
В начале ХХ века династия португальской монархии, строго следившая за разведением альтер реал, прервалась, и порода встала лицом к лицу с угрозой полного забвения.
 
С конца XIX века на волне общеевропейской тенденции в народе Португалии росли республиканские настроения, а 1 февраля 1908 года группа террористов расстреляла королевский кортеж, двигавшийся по улице Лиссабона. 
 
Португальская революция 1910 года по характеру и жестокости напоминает октябрьские события в России 1917 года. Разъяренная толпа жаждала республики и сметала все, что напоминало о монархии и аристократии. Государство было отделено от церкви, все члены монаршей семьи убиты, а дворянские титулы упразднены. Не обошла революционная борьба и любимую породу королей – великолепных гнедых красавцев альтер реал, так горделиво и надменно всеми своими статями напоминавших о своем привилегированном предназначении. Большинство племенных документов сгорело в пожарах, а правительство, пришедшее к власти вместо королей, приняло решение за ненадобностью закрыть студбук и прекратить разведение альтер реал. Все жеребцы-производители королевского завода были кастрированы, лишь двоих удалось укрыть доктору Рюи Д’Андраде (об этом ученом можно прочитать также в ЗМ №5(141)2014, в статье про породу соррайя). Биологу также удалось сохранить в своих владениях несколько кобыл, – именно этим особям было суждено спасать судьбу своей породы. Рюи Д’Андраде начал разведение альтер реал, и спустя некоторое время в его распоряжении был уже небольшой табун этих гнедых любимцев королей. В 1942 году поголовье лошадей альтер реал, принадлежащих профессору Д’Андраде, было передано Министерству сельского хозяйства Португалии, которое поместило их на прежнее место – в стены Государственного племенного завода, вновь открывшего свои двери. Сегодня этот завод принадлежит государству, строго контролирующему селекцию своей национальной гордости, – лошадей альтер реал.
 
 
Новая жизнь
 
У каждого конника на слуху школа «черных всадников» Сомюр, по всему миру восторгаются Испанской школой верховой езды в Вене, отдельные ценители знакомы с мастерством Королевской школы андалузского искусства верховой езды в Хересе, и настоящая тайна окутывает Португальскую школу, из века в век передающую свои знания лишь избранным. Именно в искусстве этой школы нашло свое применение и самая благородная порода Португалии альтер реал. 
 
Португальская школа искусства верховой езды прожила несколько жизней, последняя из которых началась в 1981 году и продолжается поныне. Таинственные, и большей частью молчаливые, всадники Португальской школы несут через века тайны, традиции, историю и знания высшей школы верховой езды, выездки и конных боев с быками.
 
 
The Escola Portuguesa de Arte Equestre – наследница Королевской школы верховой езды, основанной в XVII веке, и закрытой со свержением монархии в начале ХХ века, однако под занавес прошлого столетия великолепные школьные лошади альтер реал вновь вернулись в стены величественного дворца Queluz Palace в центре Лиссабона. Это грандиозное сооружение было построено в стиле рококо и нео-классицизма в 1747 году, а в 1749 году ему был присвоен статус официальной резиденции королевской семьи. В 1807 году началось нашествие Наполеоновских войск на Португалию, и монаршая семья отплыла в бразильские колонии. Дворец пустовал до 1821 года. Однако и после возвращения, короли редко пользовались дворцом, пока, наконец, в 1908 году он не перешел в руки нового республиканского правительства. Жизнь школы в эти нелегкие годы также висела на волоске, ведь республиканцы с особым рвением расправлялись со всем, что напоминало о прежнем монархическом строе. Тем не менее, всадники школы смогли пронести сквозь года свое тайное искусство, в то время как семья Д’Андраде спасала одно из главных королевских сокровищ  – породу альтер реал.
 
Лошади альтер реал идеально подходят для упражнений школы, их вес сильнее, чем у других лошадей, перенесен на задние ноги, что позволяет исполнять элементы в высоком сборе невероятно легко. Лошадей по сей день тренируют на пилларах, ежедневно оттачивая левады, каприоли и прочие школьные прыжки. Одна из отличительных черт португальской школы – принципиальное управление лошадью одной рукой.
 
 
Сегодня с мая по октябрь на манеже дворца происходят гала-выступления школы: строгие и невозмутимые всадники в элегантных традиционных костюмах португальской знати, лошади в парадной сбруе, музыка и настоящая хореография всадников, восхищающая идеальным исполнением каждого движения.
 
Показательные выступления и обучение лошадей – не единственное занятие всадников школы, эти мастера также принимают участие в соревнованиях по выездке. Так, на Олимпийских играх в Пекине (2008) школу представляли трое спортсменов: Мигель Ралао, Карлос и Даниель Пинто – победитель КЮРа Большого приза финала Кубка мира 2007года на жеребце Галопин де ла Фонт.
Португалия – уникальная страна. Для ее жителей почитание своей истории, традиций и национальных богатств имеет своего рода культ. Поэтому сегодня португальцы бережно хранят то, что досталось им в наследство от многовекового могущества. В том числе и свою национальную породу лошадей – гордых и горячих альтер реал.