Сделано в Валлонии

Сделано в Валлонии

Автор: Елена ЗОБОВА
Номер журнала: GM №2(169)/2017

Цель любого спортивного студбука – не только подняться на вершину рейтинга, но и удержаться там как можно дольше. Золото в командном зачете, серебро в индивидуальном и еще два серебра в команде – таковы достижения бельгийских спортивных лошадей на Олимпийских играх 2016 года в Рио. На сегодняшний день эта порода занимает 6-е место в рейтинге студбуков и составляет серьезную конкуренцию уже давно «прописавшимся» там «немцам», «французам», «голландцам» и прочим «бельгийцам».

Вмаленькой Бельгии мирно сосуществуют три спортивных студбука: бельгийский полукровный, бельгийский спортивный и Цангерсхайде. На севере, во Фландрии, исторически местные лошади были очень крупными и массивными, пригодными для сельскохозяйственных работ. Здесь для создания бельгийской полукровной породы использовались чистокровные и англо-арабские жеребцы, а также немного французских верховых. Позже для улучшения прыжковых качеств конезаводчики отправились «за кровью» в Германию и Голландию. На юге, во франкоязычной Валлонии, было решено сделать ставку в основном на французских жеребцов. Местные кобылы имели облегченный тип, потому что эта область Бельгии раньше производила лошадей для армии. По окончании войн, когда необходимость в кавалерийской лошади исчезла, конезаводчики задумались о создании спортивной лошади и направились в соседнюю Францию, с которой у Валлонии был не только один язык, но и очень схожая культура. И культура коневодства в частности. Ключом к успеху всех бельгийских пород в спорте стало скрещивание жеребцов из Франции, Голландии и Германии с рабочими кобылами, которые имели «большое сердце» и желание работать. Через несколько десятилетий этот «микс» начал успешно выступать в классических видах конного спорта, особенно в конкуре, на международных турнирах самого высокого уровня.
 
 
 
НЕ КОЛИЧЕСТВО, А КАЧЕСТВО
 
Все жеребцы бельгийской спортивной породы частные, никакой системы «национальных конных заводов», как во Франции, в соседней Бельгии нет. Действующих жеребцов насчитывается порядка 150 голов, а в год рождается от 800 до 1000 жеребят. Открытая политика разведения предлагает членам студбука, число которых оценивается примерно в 1750, как правило, небольших хозяйств, широкий выбор жеребцов. В породе лицензируется качественный генетический материал любого происхождения, естественно, в рамках Всемирной федерации по разведению спортивных лошадей (WBFSH). Бельгийский спортивный студбук старейший в стране, в 2030 году ему исполнится 100 лет, и самый маленький по количеству зарегистрированных лошадей. Зато по количеству лошадей, выступающих в спорте, – самый результативный. Приоритетом студбука, как вы уже, наверное, догадались, является отменное качество производимых лошадей. 
 
В течение вот уже более 25 лет основной акцент при лицензировании будущих жеребцов-производителей делается на здоровье: все кандидаты проходят строжайший ветеринарный контроль в двух университетских клиниках Бельгии. Затем оценивается родословная, и, наконец, экстерьер и рабочие качества оценивает специальная комиссия на международном лицензировании жеребцов, которое проводится раз в году, в марте, в Намюре. В случае если молодой жеребец получает лицензию на разведение, он обязан в течение двух лет проявить себя в спорте.
 
Что касается основы любой породы – кобыл, то для них тоже существует своя градация: предикат «элита» для кобыл, выступающих в спорте, предикат «рекомендована» – для матерей, сестер и дочерей кобыл или жеребцов, выступающих в спорте, и предикат «здорова» – для кобыл, прошедших ветеринарный контроль, подобно жеребцам.
 
___________________________________
 
Топ-10 жеребцов-производителей, лицензированных для использования в бельгийской спортивной породе:
 
1. (5) Каннан
2. (6) Кашмир ван Шуттерсхоф
3. (9) Балубе дю Руа
4. (10) Карденто
5. (13) Набаб де Реве
6. (17) Тулон
7. (22) Виго д'Арсуи
8. (38) Кантуро
9. (79) Президент
10. (93) Огано Ситте
 
*В скобках указано место в рейтинге WBFSH.
___________________________________
 
 
КАШМИР ВАН ШУТТЕРСХОФ
 
На бельгийскую спортивную породу оказало влияние весьма внушительное количество жеребцов-производителей европейской селекции. Однако самыми успешными «собственными» жеребцами на сегодняшний день являются Кашмир ван Шуттерсхоф, занимающий шестую строчку в рейтинге конкурных жеребцов-производителей, и рыжий Огано Ситте, сын Дарко, который пока только замыкает первую сотню рейтинга, но уже прославился в качестве лучшего отца 5-летних финалистов в Фонтенбло 2015 года. А в 2016 году он получил лицензию Голштинского союза. О выдающемся Кашмире ван Шуттерсхоф, пожалуй, стоит здесь рассказать отдельно. Гнедой жеребец 1994 года рождения – один из лучших сыновей бельгийского полукровного Набаб де Реве. Так же как и отец, он вначале выступал в соревнованиях по преодолению препятствий и только после достижения убедительных результатов стал использоваться в разведении. Так же как и его отец, Кашмир ван Шуттерсхоф выступал в конкурах высотой до 160 см под седлом Филиппа Лежена. Для сборной команды Бельгии по конкуру жеребец на несколько лет стал надежной результативной лошадью, внесшей вклад в призовые места на турнирах в Люцерне, Ла-Боле, Роттердаме, Дублине и Калгари. Любопытно также, что он на 7/8 является французским верховым жеребцом. В его родословной сочетаются самые лучшие французские линии с легким «налетом» ганноверской крови – с материнской стороны мы находим Готтарда.
 
КАШМИР ВАН ШУТТЕРСХОФ
 
Отец Кашмира ван Шуттерсхоф – гнедой Набаб де Реве, бронзовый призер чемпионата мира 2002 года в Хересе в командном зачете – через своего именитого отца Кидам де Ревель восходит к великому Ибрагиму в сочетании с кровью Нанкина – сына чистокровного Фра Дьяволо. 12,5% крови Нанкина удачно сбалансированы с 12,5% крови основателя конкурной линии в спортивном коневодстве – чистокровного жеребца Фуриозо.
 
Интересно, что мать Кашмира ван Шуттерсхоф, кобыла Файнс ванн Камерен, уже с четырех лет стала использоваться в разведении, никогда не имела и спортивной карьеры, в отличие от своего отца, импортированного из Франции верхового селля Тенора Мансуа, успешно выступавшего в конкуре под седлом все того же Филиппа Лежена и ставшего в 8 лет вице-чемпионом Бельгии. Кашмир ван Шуттерсхоф стал первым жеребенком Файнс ванн Камерен. А ее мать, рыжая Гота, ганноверская кобыла, рожденная в конном заводе Бокманн, была дочерью тоже французского верхового жеребца Фуриозо II, давшего немцам множество прекрасных лошадей. Между прочим, тот же золотой кросс «Фуриозо II – Готтард» мы находим и в родословной Вольтера – отца занимающего 5-е место в рейтинге конкурных жеребцов по версии WBFSH – Каннана, и в родословной его полубрата Фо Плеже, занимающего 2-е место. 
 
Сам Кашмир ван Шуттерсхоф прекрасно сочетается с любым типом кобыл и передает своим детям размер, прекрасную технику прыжка, силу, но, помимо этого, еще и замечательную «голову». «У них огромное серд­це, – говорит о детях Кашмира ван Шуттерсхоф его владелец Вилли Ван Импе, – всегда готовы работать, достаточно горячие, но не сумасшедшие, – одним словом, суперлошади, с которыми работать одно удовольствие!» На сегодняшний момент от Кашмира ван Шуттерсхоф получено 30 лицензированных сыновей, причем многие из них еще и великолепные конкурные лошади!
 
«ЛУЧШАЯ РЕКЛАМА – НАШИ ЛОШАДИ»
 
«Звездный час» бельгийского спортивного студбука настал в 2012 году на Олимпийских играх в Лондоне, где 5-е место в личном зачете и золото в команде завоевал легендарный Санктос (Квазимодо ванн де Молендриф – Набаб де Реве) под седлом британца Скотта Браша. Для пары это стало началом ослепительной карьеры в спорте, а для породы – началом впечатлительного прогресса, который ознаменовался третьим местом в мировом рейтинге студбуков в 2014 году. К слову, Санктосу сегодня до сих пор нет равных в мире по сумме выигранных в конкуре призовых.
 
 
Олимпийский успех SBS был закреплен через два года на чемпионате мира в Кане. Вклад в завоевание медалей командного зачета внесли три лошади бельгийской спортивной породы: серебро – Реве де Хюртебиз для Франции под седлом Кевина Стаута и бронзу для США – Баррон под седлом Люси Дэвис и Ротшильд де Боскето под седлом Маклейн Варда. Помимо этого Ротшильд де Боскето закончил турнир на пятом месте индивидуально.
 
Кевин СТАУТ на РЕВЕ ДЕ ХЮПЕРДИЗ
 
В 2016 году в олимпийском Рио в первый же день на маршрут вышло 6 лошадей бельгийской спортивной породы. Впоследствии пятеро из них дошли до финала и четыре были отмечены олимпийскими медалями. Это ли не настоящий успех маленького студбука из южной Бельгии! Сын Кашмира ван Шуттерсхоф, мерин Реве де Хюртебиз, помог Кевину Стауту завоевать золото для сборной Франции, а Баррон под седлом Люси Дэвис и прекрасная НН Азур под седлом Маклэйн Варда «привезли» команде США серебряную командную медаль. Еще один сын Кашмира ван Шуттерсхоф, выступавший под шведским флагом, мерин Олл-Ин, выиграл индивидуальное серебро, уступив лишь легендарному Биг Стару.
 
Люси ДЭВИС на БАРРОНЕ
 
Нельзя не сказать и еще об одной бельгийской спортивной лошади. На конюшне французской всадницы Пенелопы Лепрево стоит гнедой красавец Вагабон де ля Пом – сын бельгийского полукровного Виго д'Арсуи (от Набаб де Реве) и дочери конкурного бойца Фо Плеже. Выступая на турнирах по всему миру, Вагабон де ля Пом показывает очень стабильный результат. Среди его достижений можно отметить 2-е место в финале Кубка мира 2015 года в Лас-Вегасе и 5-е место в финале Кубка мира 2016 года в Гётеборге. Вагабон де ля Пом лицензирован для использования в бельгийской спортивной, голштинской, ганноверской, голландской полукровной и французской верховой породах, его первые жеребята уже выступают на турнирах для молодых лошадей.
 
Пенелопа ЛЕПРЕВО на ВАГАБОН ДЕ ЛЯ ПОМ
 
Сегодня уже абсолютно ясно, что по всем признакам бельгийский спортивный студбук свой сотый юбилей отметит новыми победами. Ведь все больше и больше успешных всадников предпочитают выступать на лошадях, «сделанных в Валлонии».