Мышастый феномен XXI века

Мышастый феномен XXI века

Автор: к.с-х.н. Марина ПОЛИТОВА, к.с-х.н. Наталья БЕЛОУСОВА
Номер журнала: GM №9-10(185)2018
Фото: Мария ИТИНА

До августа 2018 года за развитием этой породы я наблюдала издалека: в основном в породном паблике «ВКонтакте». А потом мне на почту поступил запрос: «Пустите нас в шпрингартен?»*. Почему бы нет – подумалось мне, тем более что наши первенства по свободному прыжку всегда принципиально открыты для лошадей любых пород. Были уже и прыгающие тяжеловозы, и пони, и шоу-арабы. Мне прислали видео смелого мышастика, технично преодолевающего под всадником препятствия, получившее много лайков. И уже потом я познакомилась с «вятским лобби», немало сделавшим для популяризации этой породы.

Взлеты и падения 
 
Знакомство с Натальей Белоусовой, регистратором ГПК вятской породы и настоящим, увлеченным энтузиастом, открыло для меня весь этот огромный «вятский мир», прошлое и настоящее этих удивительных лошадей. 
 
Старинная порода русского Севера, известная еще с допет­ровских времен, переживала взлеты и падения и не раз объявлялась «исчезнувшей». 
 
Благодаря развитию сети госплемрассадников в 1930–1950-е годы удалось не только увеличить численность породы, но и придать племенной работе с этой местной породой все атрибуты, свойственные заводским: были заложены линии и семейства, разработана система испытаний, проводились выставки. Увы, это не сберегло от общей судьбы казавшегося больше не нужным коневодства, когда было резко сокращено поголовье многих пород. 
 
Кстати, рассуждая, например, о трагедии русской верховой породы в хрущевскую эпоху, мы не задумываемся, что местные породы уничтожались более изощренным способом – в их отношении был применен государственный план породного районирования. Стояла задача массового «улучшения» породы рысаками и тяжеловозами для получения универсальной рабочей лошади. В итоге уже спустя десятилетия от десятков конеферм с тысячным поголовьем «нормальных»  вяток осталось полторы сотни голов. 
 
Можно почти полностью уничтожить лошадей, но пока остаются энтузиасты, крест на породе ставить нельзя. Уже в начале 1980-х годов о сохранении породы вновь заговорили на ее родине – в Удмуртии и в Кировской области. Сотрудники ВНИИ коневодства провели первые экспедиции, в ходе которых отобрали наиболее типичных животных и поставили их на первые племенные фермы. В Удмуртии работу взяли на себя Александр Юферев («Колос»), Николай Малых («Чутырский»), Раиса и Лев Волковы (АКХ «Большевик», ныне СПК «Коротай»), Раиса Алексеева (ГЗК «Удмуртская»), в Кировской – Иван Власов и Валентина Варанкина (ныне ОАО «Гордино»), Виктор Шабардин (СПК «Адышевский»). Галина Рылова организовала работу, учет и тренинг лошадей на первых конефермах. 
 
Давая новый старт породе, тогда не думали, что спустя четверть века «местная» вятская порода станет популярной в среде конников, а  главного вятковода страны – Александра Аркадьевича Юферева – наградят в столице почетной премией за заслуги в области возрождения, сохранения и развития породы.
 
К середине 1990-х уже на надежной основе стоял племенной учет, существовали шкалы бонитировки, была сформирована структура породы, открыт банк данных, выпущены каталоги, возобновлена система выставок и испытаний. 
 
Как ни странно, негативные тенденции в отрасли в 1990-е меньше отразились на вятской лошади: ее всегда разводили в некрупных хозяйствах, рассчитывая на себя, не уповая ни на «барина», ни на господдержку. Не имевшая деления на «селекционное ядро» и «массив породы» вятка не пострадала от ликвидации государственных конных заводов, которая в других породах привела к сокращению селекционного ядра. В малочисленной вятской популяции всегда ценилась каждая хорошая племенная матка, независимо от места ее рождения. 
 
Конечно, финансовые трудности бьют и по карману заводчиков вяток, но, в отличие от крупных хозяйств заводских пород, «вятичи» к такому положению адаптировались. 
 
Однако для большинства продвинутых конников вятки ассоциировались с мелкими крестьянскими лошаденками, с чем-то безнадежно «колхозным». Не могли изменить отношение и восторженные отзывы столичных туристов, завсегдатаев тогдашнего всероссийского конного маршрута «Верхом на вятских лошадях вдоль реки Чепца», ни заключения специалистов. 
 
Можно ли было изменить это отношение? Казалось, что нет: в страну сотнями ввозили элитных спортивных и экзотических лошадей из Европы и Америки. 
 
Маркетинг: завладейте массами
 
Законы маркетинга работают везде. Хотите сделать что-то популярным – правильно подайте это широким массам. И в 2000 году савраски из колхоза «Колос» впервые предстали перед публикой на «Эквиросе» в Москве. Ежедневные фотосессии, интерес к экзотике журналистов, парад пород, где выходы вяток сопровождались бурными аплодисментами, толпы умиленных зрителей у денников вяток. Это был их звездный час! Годом поз­же история повторилась, а вятский Габизон на «Эквиросе-2001» стал лучшим представителем местных пород страны. 
 
Пресыщенные «стандартными» породами конники убедились, что отечественные пони (а средний рост – 147,6 см у кобыл вяток укладывается в это определение) вполне конкурентоспособны: они просты в уходе, имеют нарядную масть и способны на многое, как под седлом, так и в упряжи. Вяток стали активно покупать в регионы, в том числе для разведения. Так, возникли вятские отделения в Смоленской области – в «Вяземском конном заводе» и в Подмосковье («Поворот В. П.»). 
 
Воодушевленные успехом, заводчики вяток сделали следующий шаг: в 2004 году они стартовали в испытаниях молодняка спортивных пород во ВНИИ коневодства. Поначалу в сторону четырех саврасок смот­рели с ухмылками, но результаты в шпрингартене ошеломили: оценки «малоросликов» были выше, чем у многих представителей спортивных пород, в итоге они заняли все призовые места в общем зачете из более чем 20 участников! Так что пришлось выделять вяток в отдельную группу неспециализированных пород. «Вишенкой на торте» стало призовое третье место в общем зачете по троеборью вятской Богини. Последующее участие в подобных испытаниях других вяток лишь укрепило экспертов во мнении, что эта порода отлично подходит для любительского и детского спорта. 
 
Эпоха Интернета
 
Но появление вяток в Центральной России в 2004–2007 годах было лишь первыми шагами по популяризации. Последовали масштабные всероссийские семинары по породе, первые породные ринги на выставках, «вятичи» были и на Всероссийской коневодческой конференции в Минсельхозе. Первый эфир на телевидении – во всенародно любимой  программе «В мире животных» в 2007 году, вяток впервые в истории разместили на почтовой марке! 
 
Интернет-пространство дало шанс закрепить успех: свой журнал и сайт с 2006 года позволяет широко освещать происходящее в «вятском мире», заработала «обратная связь» в виде форума. Общение без региональных границ только расширяло круг почитателей породы. Нарастить обороты позволили группы «Вятская лошадь» в социальных сетях, открывая которые в 2012 году, никто не рассчитывал на популярность, ожидающую их в будущем (по состоянию на конец 2018 года паблик «Вятская лошадь» во «ВКонтакте» имел почти 4 тыс. подписчиков). 
 
А дальше срабатывает уже родовая память. Как и прежде, свою роль в привлечении новых заводчиков и покупателей играют выставки: в последнее десятилетие в разных регионах проводятся десятки выставок с участием вятских лошадей, эти лошади ежегодно демонстрируются на «Эквиросе» и «Иппо­сфере», по несколько десятков вяток съезжаются на главную выставку «Золотая вятка» в Удмуртии. Еще один способ популяризации –  художественные экспозиции, конкурсы, выставки. Например, на каждой выставке вяток организуется конкурс детского рисунка «Рисуем вятку», «Рисуем аборигенную лошадку» – вошедший в статус всероссийского он проходит в Удмуртии, ХМАО (Югра), Кировской, Московской, Владимирской, Рязанской областях. 
 
С 2016 года путешествует по стране выставка-экспозиция «Аборигены России», побывавшая уже в Ижевске, Кирове, Ханты-Мансийске, Архангельске и Мезени. Выставка собрала тематические авторские экспозиции: «На вятских конях сквозь эпохи», «Мезенка – жемчужина Севера», фотовыставки: Ольги Кошаевой «Красота вятской лошади», Ивана Толстого «Дикие лошади тверской глубинки», Натальи Спасской «Аборигенные лошадки», коллектива авторов «Скакуны Приобья», «Реликт Уральской тайги (тавдинка)». 
 
Вложенные усилия группы энтузиастов – и тех, кто разводит, и тех, кто ведет просветительскую работу – окупились: вятка – одна из самых любимых аборигенных пород лошадей в России, за помощью в ее приобретении обращаются и конники-любители, и владельцы конюшен: эта добронравная, самобытная и симпатичная лошадь завоевывает человеческие сердца.
 
И в пир, и в мир…
 
Немаловажное качество для содержания в обычных, неэлитных комплексах – а таких в регионах большинство – неприхотливость вяток. Они экономичны в содержании, могут жить круглый год под открытым небом, не испытывая дискомфорта. Зимой сену и соломе предпочтут сочные травинки, выкопанные копытами из-под снега, не откажутся от свежей хвои прямо с веток. Довольствуясь в основном грубым кормом, они легко переносят и морозную зиму, и влажное «межсезонье», и летний зной с полчищами мошкары и гнуса. И даже наоборот – запертая в четырех стенах денника вятка скорее может заболеть.
 
При этом их способность привозить призовые места не страдает. В Вятской ДЮСШОР по конному спорту вятичи ежегодно с успехом «вывозят» детей на III и II разряды, подчас по несколько за турнир.
 
Но это не единственная сфера применения: так, вятский Пират на Кубке России по драйвингу в 2011 году стал чемпионом России в классе пони, по абсолютным результатам выступления фактически опередив всех участников соревнования, включая орловцев и фризов! Есть вятки и среди чемпионов в соревнованиях по вестерну и вольтижировке. На рес­публиканских конных пробегах в Удмуртии маленькие вятки оказались достойными соперниками представителям традиционных «дистанционных» пород, не раз занимая призовые места.
 
Ну и, конечно, конный туризм: благодаря выносливости, неприхотливости, понятливости и доверию людям вятские лошади популярны на конных маршрутах. Так что старый имидж сельскохозяйственной лошадки ушел в прошлое. Современная вятка – лошадь для досуга и спорта.
 
Конечно, свою роль в росте популярности породы сыграла географическая близость ее малой родины к центру страны. Те же забайкальцы и алтайцы отделены от покупателя из Центральной России тысячами километров, да и о гораздо более близких башкирах заговорили только после организации репродуктора в Тверской области. 
 
Плюсы и минусы безвестности
 
«Проблем, разумеется, и у вяток хватает, – признается Наталья Белоусова. – И 30-летний опыт работы с породой позволяет заявить, что сегодня одной только грамотно построенной племенной работы недостаточно: на рынке любительских пород царит жесткая конкуренция, и предложение, увы, выше, чем спрос. Поэтому выигрывает только тот, кто использует все механизмы для продвижения. 
 
Мы вложили в пиар много сил, и поэтому порода на слуху, и когда кто-то решает завести лошадку «малого калибра», в первую очередь вспоминают о вятках, а не о мезенках или забайкальцах. Остается пожелать коллегам последовать нашему примеру, чтобы такие прекрасные отечественные породы как мезенская, приобская, алтайская, забайкальская пользовались не меньшей популярностью, чем зарубежные. «Раскрутить» можно любую породу, важно воспользоваться проверенными методами и не жалеть на это сил». 
 
Факты о вятках:
 
• Современная вятская лошадь – нарядная и гармоничная. Рост 146-150 см позволяет классифицировать породу как пони. 
 
• «Визитная карточка» вятки – саврасая масть разных оттенков: от светло-песочного до темно-коричневого. В последние годы в моде мышастые (вороно-саврасые) вятки. Увеличилась и доля буланых – раньше их не жаловали из-за «маркости», в результате в породе появились даже изабеллово-саврасые лошадки!
 
• Неотъемлемый атрибут вятской савраски – «ремень» – четкая темная полоса вдоль спины, которая начинается ото лба и заканчивается кончиком хвоста. Если состричь гриву, то обнаружится такая же картина, что у их родственников – фьордов: посередине стоячей гривки черные волосы, а по бокам – белые и светлые. Часто у вяток встречается зеброидность, «крылья» на плечах и лопатках, зональные потемнения и прочие «дикие» отметины.
 
• В первых русских тройках все три лошади скакали галопом и только после выведения орловского рысака коренник «побежал» рысью. Сегодня только у вяток допускается, чтобы все три лошади в этой исконно русской запряжке скакали галопом. 
 
• Десять лет назад поголовье составляло около 300 голов, в том числе 160 маток. Сегодня общая численность превышает 700, а число кобыл около 230 (это больше, чем в донской, ганноверской или русской верховой). Наглядный эффект популяризации. 
 
• Маточное поголовье рассредоточено по некрупным (4-5 маток) фермам, но есть и большие лицензированные репродукторы с поголовьем 30-40 и более племенных вятских конематок. Ведущие хозяйства: «Россия», «Тыловай», «Каури-СХП», ЛПХ «Юферев А. А.» в Удмуртской Республике, АФ «Гордино» в Кировской области, «Вавилово» в Липецкой области. 
 
• В настоящее время проходит процедура регистрации первого конного завода по вятской породе – в «Вавилово» Липецкой области.