Жеребенок из пробирки

Жеребенок из пробирки

Автор: к. с-х. н. Дмитрий ЛАЗАРЕВ
Номер журнала: GM №8(184)2018

Прогресс современного коннозаводства напрямую связан с эффективным использованием генетического потенциала выдающихся производителей. Достижения науки последних лет дали на вооружение селекционерам высокотехнологичное оборудование, новые биотехнологические методы и способы репродукции.
Существующие сегодня биотехнологические методы размножения лошадей можно разделить на две группы: производственные и лабораторные.
 
Производственные методы репродукции широко распространены в повседневной прак­тике современного коневодства и отработаны настолько, что их можно использовать в любом хозяйстве. Это, в первую очередь, метод искусственного осеменения вне зависимости от вида спермы, которая используется. Второй метод, который во всем мире стал производст­венным и осуществляется не только в клиниках, но и на коневодческих фермах – трансплантация эмбрионов. 
 
Методы, требующие сложного оборудования, специалистов высочайшей квалификации и пока не вышедшие за стены крупных клиник и научных центров, называются лабораторными. К их числу относят манипуляции с гаметами (ICSI, GIFT, ЭКО) и эмбрионами, а также с геномом – получение сексированной спермы и клонирование.
 
Искусственное лучше натурального
 
Сегодня в нашей стране самый доступный и все больше предлагаемый на рынке коневодческих услуг – метод искусственного осеменения.
Преимущества искусственного осеменения перед традиционной живой случкой очень весомые. Наряду с расширением использования потенциала жеребцов-производителей метод дает возможность привлекать в воспроизводство и племенную работу действующих в спорте жеребцов без отрыва от спортивной карьеры. Владельцы же кобыл получают больший выбор женихов, а замороженная сперма делает его практически безграничным, позволяя использовать весь мировой генетический потенциал.
 
Отсутствие прямого контакта между животными позволяет избежать риска травмирования производителей и предотвращает распространение заболеваний, передающихся половым и контактным путем. Использование заморозки семени позволяет долго хранить и транспортировать биоматериал без перемещения животных. Эффективность метода достигает 70-90 % при использовании свежеполученного и транспортного семени, а при осеменении замороженной спермой 30-50 %, о чем не стоит забывать при покупке дорогого импортного семени. Использование замороженной спермы требует особо тщательного контроля состояния здоровья кобылы и диагностики ее репродуктивной системы.
 
Пока мама делает карьеру
 
Следующий широко распространенный в мире и пока уникальный для нашей страны производственный метод – трансплантация эмбрионов лошади. В силу ряда объективных причин эмбриотрансфер долгое время оставался в нашей стране лабораторным и научным методом. Сегодня, с развитием рынка ветеринарных и зоотехнических услуг в конной индустрии, этот метод близок к переходу на производственный уровень.
 
Коротко, процедура трансплантации эмбрионов проходит следующим образом. Кобыла-донор, которая должна стать генетической мамой, проходит полную гинекологическую диспансеризацию для оценки рисков и плановой эффективности эмбриотрансфера. К ней подбирается кобыла-реципиент с успешным опытом репродуктивной деятельности, подходящая по калибру, которая будет вынашивать жеребенка. Половые циклы кобыл синхронизируются. Донор осеменяется выбранным жеребцом, после чего у всех кобыл четко регистрируется время овуляции. У донора и реципиента должны быть синхронизированы овуляции в пределах 24-72 часов (лучше – 0-48).
 
На 8-9 день проводится процедура вымывания эмбриона из матки кобылы-донора. После того, как в промывной среде эмбрион обнаружен, проводят оценку его жизнеспособности по внешним признакам, промывают в нескольких «водах», чтобы не осталось материнской среды, и специальным прибором или пипеткой переносят в матку кобылы-реципиента. Для надежности операции кобыле-реципиенту назначают гормональную терапию для сохранения беременности на ранних стадиях, пока не начнет функционировать плацента. Дальнейший контроль ведется, как за обычной беременностью. Кобыла-донор после процедуры может вернуться в спорт, или зачать еще одного собственного жеребенка.
 
Наряду с пересадкой только что полученных эмбрионов, практикуется транспортировка охлажденных и замороженных. По расчетам, используя пересадку эмбрионов, от одной кобылы-донора за год можно получить 10 и более жеребят. Эта технология позволяет более интенсивно использовать в размножении генотипы выдающихся кобыл, ускорить проверку маток по качеству потомства, в более короткие сроки размножать и совершенствовать экзотические породы и популяции лошадей с ограниченным поголовьем. Применение глубокой заморозки эмбрионов снимает еще несколько проблем, связанных с синхронизацией половых циклов донора и реципиента, ограниченностью времени для манипуляций с эмбрионом в период между извлечением и пересадкой, облегчает транспортировку эмбрионального материала и преодолевает ветеринарные ограничения при перевозке животных через границу.
 
Оценивая эффективность трансплантации эмбрионов, надо понимать, что она в целом зависит от рисков, возникающих на всех этапах процедуры. Начиная от осеменения донора, включая риски потерять эмбрион на стадии вымывания, манипуляций и пересадки, и заканчивая рисками протекания жеребости у реципиента. При соблюдении идеальных условий эффективность эмбриотрансфера может составлять 70-90 % для свежеполученных жизнеспособных эмбрионов. Охлажденные эмбрионы доходят до рождения жеребенка в 60-80 % случаев, а эффективность работы с замороженными эмбрионами составляет 30-60 %.
 
В мировой практике хорошо себя зарекомендовала продажа готовых эмбрионов через интернет-аукционы, цена за выдающиеся генотипы доходит до нескольких десятков тысяч евро. Для удобства многие эмбрионы продаются уже в утробе кобылы-реципиента.
 
Перспектива развития метода в нашей стране видится пока в знакомстве наших потребителей племенных услуг с подобными работами отечественных специалистов. Наиболее востребованным сегодня может стать получение жеребят от молодых, хорошо стартующих кобыл, чтобы успеть подготовить им родственную смену еще до завершения карьеры.
 
ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ПРИВЕЗТИ
 
Как же воспользоваться всеми достижениями современной генетики? Раньше самым простым способом было отправить свою кобылу заграницу, где бы ее осеменили выбранным жеребцом.
 
Казалось бы, сегодня уже не надо заморачиваться над такими процедурами. Достаточно через интернет заказать семя понравившегося жеребца, оплатить счет и ждать драгоценный груз. Однако не все так просто. Доставка оказывается самым сложным звеном во всей затее. Если, конечно, вы делаете это официально.
 
Для ввоза биоматериала нужно получить в стране происхождения семени ветеринарный сертификат, отвечающий Ветеринарным требованиям при импорте в Российскую Федерацию спермы племенных жеребцов (утв. Минсельхозпродом РФ от 23 декабря 1999 г. № 13-8-01/1-12). При этом разрешение на ввоз необходимо офомлять заранее на каждое предприятие, откуда будет привезено семя. В правилах есть интересная формулировка: «Департамент ветеринарии Минсельхозпрода России резервирует за собой право осуществления силами своих ветеринарных специалистов инспекционного контроля за возможностью поставки в Российскую Федерацию экспортируемой спермы». Другими словами, хотите сперму жеребца – свозите чиновника от Минсельхоза в Европу за свой счет, а он подумает, соответствует ли предприятие его представлениям. Многих коневладельцев это останавливает, поскольку коллекция жеребцов, которых хотелось бы использовать в племенной работе, разбросана по всей Европе. В скотоводстве, например, таких проблем нет: там на одной станции заказывают дозы семени тысячами, в таком случае игра стоит свеч.
 
С эмбрионами лошадей еще хуже. Правил их ввоза в РФ вовсе нет. Соответственно ввезти официально потенциального чемпиона в соломинке пока невозможно.
 
Вот и едут из Европы коневозы с сосудами, спрятанными в сено, или обезличенные соломины в сосуде вместе с бычьей спермой. А как в таком случае оформлять документы на жеребят, рожденных в России, чьи родители никак не могли встретиться? Вопрос пока остается открытым.
 
Лабораторная работа
 
У лошадей, завершивших свою спортивную деятельность, в силу уже возрастных или других причин часто возникают проблемы на этапе оплодотворения. Что делать, если в племенном отношении животное представляет большую ценность, но фактически является бесплодным? Здесь на помощь селекционерам приходят лабораторные методы репродукции.
 
Один из наиболее известных методов – ЭКО, или экстракорпоральное оплодотворение, то есть за пределами тела, проще говоря «в пробирке». Полученную методом лапароскопической биопсии яйцеклетку помещают вместе с семенем в специальную чашку Петри, где под визуальным контролем через микроскоп, происходит процесс оплодотворения яйцеклетки. В дальнейшем, полученную зиготу культивируют дальше «in vitro» до момента пересадки в матку, или же подсаживают свеже-оплодотворенную зиготу в маточную трубу матери, настоящей или суррогатной.
 
Другой метод подразумевает искусственное помещение ооцита (который вот-вот превратится в яйцеклетку) кобылы-донора и семени жеребца в маточную (фаллопиеву) трубу кобылы-реципиента, где происходит естественное оплодотворение. Метод называется GIFT (от англ. gamete interafallopian transfer). Он позволяет получать жеребят от субфертильных, то есть почти бесплодных, кобыл. Дальнейшее совершенствование техники должно позволить использование GIFT-метода в коммерческих и исследовательских целях.
 
Еще один современный способ борьбы с бесплодием лошадей – ICSI (от англ. Intra Cytoplasmic Sperm Injection, интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида). В семени под микроскопом отбирается самый морфологически безупречный и активный сперматозоид, он обездвиживается путем отсечения хвоста и засасывается в микроиглу. В полученный от кобылы-донора ооцит вводится посредством микроиглы обездвиженный сперматозоид, происходит оплодотворение. В течение недели идет инкубация эмбриона «in vitro», который затем подсаживается кобыле-реципиенту, как при обычном эмбриотрансфере. 
 
Эта передовая репродуктивная техника подходит для кобыл, которые в принципе не способны сами зажеребеть: например, с хроническим маточным заболеванием, раной шейки матки или другими повреждениями репродуктивного тракта, которые не позволяют сохранять беременность. Также процедура может проводиться для жеребцов, качество семени которых не позволяет использовать его в стандартных процедурах осеменения.
 
ЭКО, GIFT и ICSI – дорогостоящие процедуры, требующие серьезных трудозатрат специалистов высочайшей квалификации и специальной лабораторной техники. Подготовка и проведение процедуры ICSI обойдется в сумму порядка 10 тыс. долларов. Соответственно, жеребята, получаемые такими способами, априори должны быть настолько ценными, чтобы оправдать затраченные на это усилия и средства. 
К еще более наукоемким и дорогим методам репродукции относится клонирование лошадей и манипуляции с геномом. В частности, получение так называемой сексированной спермы, от использования которой с долей вероятности 90 % получается приплод определенного пола. В скотоводстве и свиноводстве метод успешно используется и является уже производственным, однако в коневодстве пока находится на стадии лабораторных научных исследований, что больше связано со спецификой отрасли, а не со сложностью процедуры. 
 
Коннозаводство – это производство штучного уникального товара, а большинство коннозаводчиков – владельцы 2-3 кобыл, в отличие, например, от скотоводства. При использовании сексированной спермы в скотоводстве получение от 100 коров в приплоде 90 телочек принесет большой коммерческий успех при разделении семени по полу. В коневодстве же статистика сработает в обратную сторону: из 100 владельцев кобыл 10 гарантированно получат жеребят не того пола, который закажут. Это пока и тормозит широкое распространение технологии в репродукции лошадей.
 
Сегодня коннозаводчики остаются в целом консервативными в вопросах репродукции животных, однако науке удается преодолевать закостенелые традиции и внедрять все шире новейшие технологии в работу селекционеров. Отечественное же коневодство сможет сохраниться и перейти еще на одну или несколько ступеней ближе к уровню зарубежных конкурентов только при условии использования всех достижений современной биотехнологии, которые постепенно становятся доступными на отечественном рынке конной индустрии.